Петербургу понадобится до 2,5 млрд руб. на обновление скоростного пассажирского флота

Во столько обойдется покупка пяти новых «Метеоров 120Р», но чтобы обновить весь флот, нужно до 10 млрд руб.
«Метеор 120Р» был презентован 16 июня 2022 г. на ПМЭФ-22 /«ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»

Петербург рассчитывает получить инфраструктурный кредит из федерального бюджета на покупку пяти судов на подводных крыльях (СПК) «Метеор 120Р». Судно спроектировано предприятием из Нижнего Новгорода «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» совместно с петербургским АО «НПП «Радар ммс». О том, что Владимир Путин поручил Минпромторгу разработать возможность предоставления кредита, а в будущем и комплексный проект развития петербургского скоростного пассажирского флота, ранее сообщал губернатор города Александр Беглов по итогам совещания президента РФ с членами правительства.

Как рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров – генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев, стоимость одного судна составляет порядка 490 млн руб., однако конечная цена зависит от пожеланий заказчика. Так, сумма на покупку пяти «Метеоров 120Р» может составить до 2,5 млрд руб.

«Пока речь идет о пяти единицах, это большой шаг к обновлению скоростного флота города и региона. С точки зрения туристической привлекательности, «Метеоры» всегда были брендом водных перевозок Петербурга», – добавил Анцев. Он также уточнил, что в настоящее время на верфи в Нижегородской области ведется строительство пяти теплоходов «Метеор 120Р», все они в разной стадии готовности: «Уже сейчас, с учетом заложенных судов, мы можем говорить о передаче первого теплохода Петербургу в 2023 г.».

Что известно о новых «Метеорах»

«Метеор 120Р» был презентован 16 июня 2022 г. на ПМЭФ-22. СПК рассчитано на 120 пассажиров. Дальность хода нового судна ­­– до 700 км без дозаправки. Расстояние в 200 км «Метеор 120Р» проходит за 2,5 часа, в то время как обычное судно – за пять часов. Он оборудован системой управления с элементами искусственного интеллекта, имеет багажный отсек для чемоданов и детских колясок и кафе-бар.

Мощности нижегородской верфи позволяют строить шесть «Метеоров 120Р» и 8 «Валдаев 45Р» в год. Строительство одного «Метеора 120Р» длится около девяти месяцев. Два теплохода  этой серии уже спущены на воду и работают в Ханты-Мансийском автономном округе.

Как сообщал Беглов, в Петербурге сейчас функционируют 20 «Метеоров», которые являются ранними проектами серии. Анцев уточняет, что возраст судов предыдущего поколения, эксплуатируемых в Петербурге и Северо-Западном регионе, составляет от 20 до 30 лет. На обновление 20 единиц городу нужны 9,8 млрд руб. Но по оценкам Анцева, с учетом развития скоростного пассажирского флота реальная потребность составляет от 25 до 30 обновленных судов.

Как отметил Анцев, усовершенствованная крыльевая схема более устойчива к образованию волн, что способствует комфортной эксплуатации в Невско-Ладожском бассейне: «Помимо популярных маршрутов до Ломоносова, Кронштадта, Петергофа теплоход также может возить пассажиров на Валаам, к крепости Орешек, по Ладоге и другим водным артериям Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона». 

Генеральный директор ООО «Петергоф экспресс» Анна Кузнецова в разговоре с изданием отметила, что такой пассажирский флот востребован у горожан за счет комфорта и скорости. Компания осуществляет эксплуатацию «Метеоров» (ранние версии серии), в собственности бизнеса находятся 8 судов. До Петергофа и Кронштадта путь занимает 45 минут. По словам Кузнецовой, в прошлом году показатели пассажиропотока по данному виду транспорта выросли в 1,5 раза по сравнению с 2021 г. Если раньше «Метеоры» были наиболее востребованы у иностранных туристов, то сейчас они пользуются активным спросом у россиян, путешествующих внутри страны, и самих горожан. Если поток пассажиров будет расти и дальше, то Петербург, по ее оценкам, заинтересован минимум в 20 обновленных СПК.

Независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев выразил мнение, что в настоящее время «Метеоры» чаще востребованы у туристов. Чтобы окупить вложения, необходимы регулярные перевозки, которыми будут пользоваться горожане, добавил он. По его оценкам, регулярность перевозок до Петергофа и Кронштадта потребует не менее 10 единиц с учетом имеющегося подвижного состава. Что касается текущих цен на маршруты, то, по мнению Бурцева, от уровня 2022 г. они должны быть снижены на 25–30%, тогда можно рассчитывать на полную загрузку и регулярный поток.

Директор по развитию бизнеса СК «Бухта Петрокрепость» Ольга Санг считает, что при цене за билет, которую готов платить потребитель, строительство таких судов не скоро окупится. Из Петербурга в Петергоф и обратно поездка стоит около 2200 руб. В Кронштадт и обратно – 1800 руб. Также Санг добавляет, что нужно понимать, кто станет оператором нового флота, учитывая, что речь идет не о новых, а уже популярных маршрутах: «Будут ли привлечены опытные судовладельцы, или возможно появление городской организации, которая составит конкуренцию существующим компаниям?» Как сообщал губернатор Петербурга, новые «Метеоры» (пять единиц)  будут курсировать уже на востребованных маршрутах – в Петергоф и Кронштадт, к фортам.