Научное судно «Иван Фролов» почти за 40 млрд руб. построят на «Адмиралтейских верфях»

Его заложат в 2024 г., а в первую экспедицию оно должно отправиться уже в 2028 г.
«Иван Фролов» войдет в состав флота в 2028 г. и станет самым большим научно-исследовательским судном в России /пресс-служба Минприроды РФ

Руководство АО «Адмиралтейские верфи» (входит в корпорацию ОСК) и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в понедельник, 6 марта, подписали контракт на строительство научно-экспедиционного судна (НЭС) «Иван Фролов». Об этом сообщил корреспондент «Ведомостей» с церемонии подписания. «Иван Фролов» войдет в состав флота в 2028 г. и станет самым большим научно-исследовательским судном в России.

Проектирование корабля будет вестись в течение всего 2023 г., а в 2024 г. состоится его закладка, рассказал руководитель Росгидромета Игорь Шумаков. «У нас есть достаточно обширный график работы, он расписан до декабря 2028 г.», — отметил он.

Ранее, 26 декабря 2022 г., премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении в 2023–2028 гг. 39,7 млрд руб. на строительство научного корабля. Обновление научно-исследовательского флота ведется в рамках Стратегии развития деятельности России в Антарктиде до 2030 г. В пресс-службе Минприроды РФ уточнили, что на данный момент в составе флота Арктического и Антарктического научно-исследовательского института находятся три корабля: НЭС «Академик Федоров», НЭС «Академик Трешников» и НЭС «Северный полюс» (уникальная плавучая обсерватория).

«Иван Фролов» будет находиться в эксплуатации у Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) и обслуживать действующие станции на Южном и Северном полюсах. Как отметил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, в Антарктиде расположено пять постоянных и пять сезонных станций. «Это будет самое крупное научно-исследовательское судно, размером 165 метров в длину, 240 человек экипажа, грузы, вертолеты, более 20 научных лабораторий. Это будет серьезное подспорье для решения задач России в Арктике и Антарктиде», — подчеркнул Козлов.

Судно водоизмещением 25 000 т заменит флагмана полярного флота – «Академика Федорова», который был построен еще в 1987 г., а также «Михаила Сомова», построенного в 1975 г. По данным правительства, на новом корабле ученые смогут вести различные проекты: от изучения дна океана до атмосферных явлений и космоса.

Генеральный директор АО «ОСК» Алексей Рахманов рассказал, что уже на этапе строительства было сделано «все возможное, чтобы судно стало максимально российским». «Часть комплектующих уже прошла испытания на атомных ледоколах. <…> Здесь будет много изделий, которые мы производим в рамках своих компетенций», — отметил он.

Шумаков подчеркнул, что при строительстве «Ивана Фролова» будет задействовано только на верфях около 3500 сотрудников, а «с учетом всех смежников» – порядка 30 000 человек. «Будут уплачены серьезные налоги – порядка 8 млрд руб. придет в казну России», — рассказал чиновник.

«Адмиралтейские верфи» занимаются строительством неатомного подводного флота, а также военных и гражданских судов. На данный момент в процессе реализации находится серия патрульных кораблей ледового класса, две серии подводных лодок для Военно-морского флота РФ, в частности, субмарины проекта 677 «Лада» и серия больших морозильных рыболовных траулеров.

В 2011 г. было спущено на воду НЭС проекта 22280 «Академик Трешников» для антарктической экспедиции России. Судно было построено также по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В 2020 г. на предприятии спустили на воду ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Она позволяет возобновить регулярные исследования Арктики, остановленные в 2013 г.

С 2022 г., после начала СВО, «Адмиралтейские верфи» попали сначала под санкции Европейского союза, затем предприятие включили в санкционные списки США, Великобритании, Японии и ряда других государств.