Смольный продолжит экспериментальные проекты с БПЛА, несмотря на запреты полетов дронов

Власти уверены, что их реализация ускорит открытие воздушного пространства и для других беспилотников
Реализуемый в Петербурге проект компании «Флай дрон» может стать первым экспериментом аэрологистики в условиях городской среды /Freepik

Власти Санкт-Петербурга продолжат внедрение в городе экспериментальных правовых режимов (ЭПР) в сфере беспилотных систем, несмотря на запреты для полета дронов. Об этом журналистам заявил вице-губернатор города Станислав Казарин. «Все проекты по ЭПР продолжаются», – подчеркнул он.

Напомним, что сейчас в городе подготовлены сразу две «регуляторные» песочницы, связанные с развитием авиационного беспилотного транспорта для перевозки малогабаритных грузов и выполнения авиационных работ. Один из проектов позволяет беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) выявлять нарушения Земельного кодекса. Инициатором проекта выступила компания «Геоскан». С помощью аэрофотосъемки беспилотники могут определять границы земельных участков и выявлять неправомерное использование территории.

Как долго будет действовать запрет на полеты БПЛА

Запрет на коммерческие и частные запуски беспилотных летательных аппаратов в Петербурге был введен 3 мая, в Ленинградской области – 4 мая. Планировалось, что ограничения будут действовать до 15 мая. Но оперативный штаб Санкт-Петербурга продлил запрет на период с 16 мая по 31 июля. В список исключений, на которые запрет не распространяется, вошли беспилотники органов государственной власти и местного самоуправления, прочих организаций, исполняющих государственный заказ, а также действующих в интересах СМИ и киноиндустрии (при наличии подтверждающих документов).

Второй проект – по доставке грузов БПЛА – планируется запустить во II квартале 2023 г. Минэкономразвития уже одобрило установление соответствующего ЭПР в городе. Оператором в данном случае выступает компания «Флай дрон». В рамках проекта беспилотники со взлетной максимальной массой от 150 г до 30 кг и более будут доставлять грузы от 0,1 до 10 кг, писали «Ведомости». Срок действия ЭПР составляет 3 года.

Казарин напомнил, что запретов для взлета беспилотников государственных органов или аппаратов, действующих по их заказу, – нет. При этом реализация ЭПР, по его мнению, может ускорить открытие воздушного пространства и для других БПЛА.

«Сегодня небо закрывается, поскольку невозможно идентифицировать летящий объект. Для этого дроны должны быть обеспечены соответствующими системами «свой-чужой». Мы должны иметь полное полетное задание, заказчик должен зарегистрировать это полетное задание, прописать цели полета, маршрут полета. На сегодня подобных технологий нет, то есть чем быстрее мы запустим ЭПР, чем быстрее мы начнем отлаживать их, тем быстрее небо откроется», – пояснил он.

Генеральный директор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов также подтвердил «Ведомостям», что реализация ЭПР не была приостановлена. «Запуск экспериментального правового режима (ЭПР) для полетов беспилотников, в рамках которого планировалось тестировать доставку грузов, в Санкт-Петербурге находится в стадии согласования. Соответствующее постановление правительства РФ силу не утратило», – сообщил он, добавив, что непосредственным участником создания ЭПР являются городские власти в лице комитета по транспорту Санкт-Петербурга.

Реализуемый в Петербурге проект компании «Флай дрон» может стать первым экспериментом аэрологистики в условиях городской среды. Беспилотную авиационную систему (БАС) будут тестировать с учетом всевозможных естественных и искусственных препятствий. По словам Данилова, в данный момент все замечания заинтересованных сторон, зафиксированные ранее в процессе работы по проекту ЭПР, уже устранены. В частности, были изменены зоны, отведенные для полетов. При их определении учитывались такие факторы, как интенсивность воздушного движения, а также необходимость обеспечения безопасности.

«О том, где конкретно можно будет летать дронам, мы объявим тогда, когда зоны окончательно утвердят. Согласительное же совещание по текущим вопросам пройдет в Минэкономразвития в конце этой недели», – сообщил Данилов.

В то же время участники рынка уже говорят о существенных потерях для гражданского сегмента отрасли БПЛА в целом из-за запрета на полеты гражданских дронов. По подсчетам самого Данилова, общие потери по Москве и Санкт-Петербургу могут составить порядка 1,5 млрд руб. в год. «Если введенные ограничения будут пролонгированы, то потери, по нашей предварительной оценке, в Московском регионе за год составят 0,9 млрд рублей, а в Санкт-Петербургском – 0,6 млрд. Они включат в себя потери и производителей беспилотников, и тех компаний, которые оказывают коммерческие услуги посредством дронов», – пояснил он.

В целом по стране, по словам директора АНО «Аналитический центр «Аэронет» Сергея Жукова, из-за действующих ограничений рынок беспилотников может просесть примерно на 25% по сравнению с 2022 г. «По нашим данным, рынок беспилотных авиационных систем, продуктов и услуг на их основе в прошлом году составлял не более 15 млрд руб. Интуитивно потери могут составить не более 25% от состояния рынка в 2022 г. Может быть и меньше, поскольку полеты и так не были свободными, за исключением полетов в прямой видимости в светлое время суток на высоте до 150 м», – сообщил он, добавив, что с логистической точки зрения рынок развит слабо, следовательно, в абсолютном выражении потери могут быть меньше.

По словам Данилова, сейчас в развитии беспилотной отрасли заинтересованы компании, работающие в энергетической, нефтегазовой и строительной отраслях (мониторинг, съемки), в сельском хозяйстве (инвентаризация угодий, агротехнические работы), логистические (доставка грузов) и транспортные (аэротакси), масс-медиа (воздушные съемки). «Потери от запретов понесут все. Что касается государственных структур, активно использующих беспилотники, таких как МЧС, силовые ведомства и других – они сейчас имеют возможность летать», – пояснил Данилов.

Жуков отметил, что в первую очередь убытки понесут те отрасли, которые чаще всего задействуют дронов в своей деятельности. «На сегодняшний момент основная доля рынка – это мониторинг. Например, мониторинг протяженных объектов, таких как линии электропередачи или трубопроводов, лесоустройство, строительство, сельское хозяйство, а также дистанционное зондирование и картографирование. Кроме того, дронов используют для контроля морской акватории, в частности, Северного морского пути», – рассказал он. Ранее «Ведомости» писали, что общие потери для агросектора, а также для производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных систем (БАС) для нужд сельского хозяйства в 2023 г. могут составить 2,4 млрд руб.

Генеральный директор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий ожидает, что власти все же ослабят запреты для части проектов, в которых участвуют крупные компании. «С большой долей вероятности в «ручном режиме» послабления сделают для тех, кто выполняет работы в интересах крупных корпораций («Газпром», «Россети», «Транснефть» и т. п.). В качестве краткосрочных последствий мы получим ущерб от запретов для тех заказчиков услуг БАС, кто не сможет убедить региональные власти в необходимости выполнения работ по мониторингу с применением БАС», – считает он.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале «Ведомости | Северо-Запад»