ФРП Петербурга заявил о необходимости запуска в городе завода по переработке аккумуляторов

Фонд готов предоставить финансирование для строительства и закупки оборудования
Первый в России завод по переработке литий-ионных аккумуляторов откроется в Нижнем Новгороде только в 2026 г. /Freepik

Директор Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга Евгений Шапиро заявил о готовности участвовать в финансировании создания в Северной столице завода по переработке аккумуляторов. Такую инициативу он озвучил на пленарной сессии «Инвестиционно-промышленный потенциал транспортной отрасли стран СНГ в условиях новой реальности», проходящей в рамках IV Международного транспортного фестиваля, и объяснил ростом электротранспорта в городе.

Он отметил, что в Петербурге продолжается увеличение парка электротранспорта, в частности, в городе с 2024 г. появится первая очередь парка электробусов. Напомним, сейчас в Санкт-Петербурге 11 электробусов. Городские власти планируют увеличить автопарк до 400 ед., а в ближайшие два года закупить первую крупную партию из 120 электробусов.

Кроме этого, в Петербурге уже насчитывается 1140 легковых электромобилей, рассказала директор Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. По этому показателю Северная столица занимает шестое место в России и уступает Москве, Московской и Иркутской областям, Приморскому и Краснодарскому краям. А всего в стране зарегистрировано на 1 января 2023 г. 24 500 электрокаров. Согласно приведенной Гордеевой статистике, доля таких машин к началу этого года в общем объеме легковых машин составляет 5,3%, но уже через 7 лет, к 2030 г., вырастет до 16%.

По данным руководителя направления «Электротранспорт» ООО «Рэнера» (входит в «Росатом») Алексея Горяева, срок эксплуатации аккумулятора для коммерческого транспорта составляет от 4 до 6 лет, для легковых автомобилей – от 8 лет. Первое производство по переработке литий-ионных аккумуляторов уже создается, его запустят в Нижегородской области, в городе Дзержинск, рассказал Горяев. Проект реализует «Росатом».

По словам Горяева, производство введут в эксплуатацию в 2026 г. На площади в 20,2 га предприятие сможет перерабатывать до 50 000 т в год 42 наименований аккумуляторов с глубиной переработки не менее 90%. По данным «Ъ», объем инвестиций в создание производства составит более 5 млрд руб. На предприятии будут перерабатывать литий-ионные аккумуляторы электротранспорта, железнодорожного транспорта, мобильных устройств и источников бесперебойного питания. На выходе завод будет выпускать продукцию для повторного производства источников питания. Горяев уточнил, что эту продукцию будут использовать на заводе «Рэнера» в Калининградской области. Предприятие еще строится, его введут в эксплуатацию к 2025 г.

В то же время Шапиро обращает внимание на то, что Нижегородский завод находится довольно далеко от Петербурга, а уже через 4-5 лет в городе встанет вопрос утилизации достаточно большого количества экологически опасных отработанных аккумуляторов.

Шапиро не уточнил, кто может выступить инвестором строительства такого завода в Петербурге. Но он отметил, что фонд готов предложить ряд льгот, которые действуют в 14 программах, реализуемых ФРП. Например, потенциальный инвестор может приобрести на льготных условиях участок, оборудование, а также использовать промышленную ипотеку для строительства самого завода.

По словам Шапиро, заем для приобретения оборудования может составить до 700 млн руб. под 1% в течение первого года, 3% – за период с 13-го месяца по 36-й и 5% начиная с 37-го месяца использования займа. В России уже есть частные компании, которые занимаются утилизацией свинцовых аккумуляторов, которым создание такого предприятия может быть потенциально интересно.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале «Ведомости | Северо-Запад»