«ПК Транспортные системы» столкнулась со сложностями закупки резины для трамваев

Компания ищет в России производителя, способного заменить иностранных поставщиков
В прошлом году «ПК Транспортные системы» заключила контракты на поставку в 2022-2023 гг. 138 трамваев для Петербурга /«ПК Транспортные системы»

Компания «ПК Транспортные системы», в которую входит Невский завод электрического транспорта им. Ф.А. Пироцкого в Санкт-Петербурге, столкнулась с задержками поставок из Европы резинотехнических изделий (РТИ), используемых для производства трамваев. Как рассказал «Ведомостям» генеральный директор предприятия Александр Дубровкин, для решения проблемы компания будет искать российских разработчиков резины.  

Как пояснил руководитель научно-образовательного центра «Инновационное развитие пассажирских железнодорожных перевозок» Петербургского государственного университета путей сообщения Сергей Смирнов, РТИ при производстве трамваев используют для амортизации (повышения плавности хода). Также РТИ не позволяют вытекать смазочным материалам из буксового узла (элемент ходовой части вагона), таким образом, защищая его от перегрева.

В прошлом году «ПК Транспортные системы» заключила контракты на поставку в 2022-2023 гг. 138 трамваев для Петербурга: из них 57 – по заявке «Горэлектротранса» на сумму 6,9 млрд руб. и 81 – по заявке комитета по транспорту стоимостью 11,6 млрд руб. На текущий момент компания уже передала по этой закупке 82 трамвая, до конца ноября должны быть поставлены еще 56 единиц.

«Сейчас есть отставание по графику на два месяца. На данный момент из-за логистических задержек и спада производства в Европе на поставки РТИ уходит полтора месяца, ранее процесс занимал около недели», – рассказал Дубровкин. В то же время он подчеркнул, что пока угрозы срыва контрактов нет: итоговый график рассчитывают реализовать даже с опережением. Он пояснил, что поставки придут, хотя и с небольшой задержкой. Но в будущем компания рассчитывает, что сможет перейти на продукцию отечественного производства.

По словам Дубровкина, уровень локализации производимых компанией трамваев составляет 95%. Ряд комплектующих, включая зубчатые колеса для редукторов и резинотехнические изделия, поставляются из Германии и Чехии. «Попытки замены качественных зарубежных РТИ мы начали в прошлом году. Мы разместили в трех российских институтах заявки, чтобы произвести нужный химический состав резины. Качество российского продукта в этом сегменте пока уступает зарубежному», – рассказал он.

Дубровкин не стал раскрывать названия институтов, в которые были отправлены заявки на разработку химического состава РТИ для производства трамваев. Однако он рассказал, что несколько заводов-производителей резинотехнических изделий уже выразили готовность настроить свои технологические процессы под новое производство в том случае, если будет разработан нужный химический состав.

Опрошенные «Ведомостями» участники отрасли отмечают, что у компании не будет особых трудностей с переходом на отечественных производителей РТИ. «В России производятся РТИ для разных отраслей, в том числе для использования при экстремально низких и высоких температурах», – отметил директор института резины при ПАО «Уральский завод резиновых технических изделий» Дмитрий Кармацких. Он добавил, что в институте готовы рассмотреть заявку на разработку химического  состава от «ПК Транспортные системы».

Смирнов полагает, что в случае успешной разработки состава, до того, как первая партия поступит в производство, может пройти около года: «Но если задача импортозаместить эти материалы будет поставлена на самом высоком уровне, при наличии соответствующих распорядительных документов, процесс будет двигаться быстрее».

Заместитель генерального директора по науке АО «РНЦ «Прикладная химия (ГИПХ)» Борис Ласкин тоже говорит, что разработка химического состава РТИ не сопряжена с научно-техническими сложностями. Но главный вопрос связан с инвестициями в создание самого производства. «Затраты на разработку РТИ составляют 15–20% от всех капитальных вложений. Основные затраты приходятся на создание производства», – говорит он, добавляя, что производитель новых видов РТИ сможет рассчитывать лишь на небольшие годовые объемы выпуска.

Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев считает, что есть и другой вариант временного решения проблемы. «Пока импортозамещение не отлажено, производитель может подумать над возможностью найти поставщиков на азиатском рынке», – добавил он.

Еще больше новостей в нашем Telegram-канале «Ведомости | Северо-Запад»