«Геоскан» запустил серийное производство плат для беспилотников за 25 млн руб.

Запреты на полеты могут сформировать в России отложенный спрос на БПЛА
Cпрос на продукцию «Геоскана» в 2022 г. по сравнению с 2021 г. вырос на 30-40% /Freepik

Петербургский производитель беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Геоскан» запустил собственную линию монтажа печатных плат. Об этом «Ведомостям» рассказал генеральный директор компании Алексей Юрецкий. Инвестиции в развитие производства составили 25 млн руб. При росте спроса на продукцию вложения будут увеличены, отметил он.

«Создан новый производственный участок, который позволит нам ускорить один из основных процессов производства бортовой электроники для наших беспилотников», — рассказал глава компании.

Печатная плата – конструктивный элемент в виде пластины, используемый для установки электронных компонентов и электрического соединения их между собой. В БПЛА платы в том числе отвечают за корректную работу автопилота, связь, полезные нагрузки и другие функции.

Спрос на гражданские беспилотники растет

Юрецкий отметил, что спрос на продукцию «Геоскана» в 2022 г. по сравнению с 2021 г. вырос на 30-40%. Такой же рост в компании ожидали и в этом году. Однако производитель столкнулся с проблемами при закупке печатных плат. Сроки поставок существенно выросли, а поставщики плат стали чаще присылать продукцию с дефектами. Это подтолкнуло компанию к запуску собственной линии. Юрецкий предположил, что проблемы с поставками могут быть связаны с ростом объемов заказов на российских предприятиях электроники,  а также с возможными развивающимися кадровыми проблемами в этом секторе.

Новая линия позволит лучше контролировать качество и сроки производства, а также создавать платы как для серийного, так и для опытного производства БПЛА. «Линия будет использоваться не только для выпуска серийной продукции, но и для запуска опытных образцов новых изделий», — уточнил гендиректор.

Юрецкий отмечает, что в связи с ростом спроса на беспилотники и уходом западных компаний сохраняются трудности при расширении производства, в частности, они связаны с доступом к зарубежному оборудованию. Он не уточнил, насколько производство БПЛА в компании на сегодняшний день локализовано, и какую часть иностранных компонентов и оборудования продолжает использовать «Геоскан». По оценке экспертов, локализация производства у российских компаний сейчас варьируется в зависимости от типа БПЛА от 0 до 85%. В части программного обеспечения некоторые компании могут обеспечить полную локализацию.

Господдержка для дронов

Опрошенные «Ведомостями» эксперты также отмечают, что в России сейчас сложилось удачное время для развития беспилотников в гражданской сфере. Это связано, в частности, с вхождением отрасли в число приоритетных направлений господдержки. Напомним, в апреле этого года правительство РФ предложило создать систему налоговых льгот для производителей беспилотников по аналогии с ИТ-компаниями. Также обсуждаются субсидирование производителям стоимости летного часа и стоимости приобретения или лизинга беспилотников, поддержка создания и развития производства путем субсидирования процентных ставок по кредитам в рамках кластерной инвестиционной платформы и предоставления льготных займов из фонда развития промышленности.

При этом объем российского рынка беспилотников и услуг с их применением, по оценке замглавы Минпромторга России Василия Шпака, к концу 2023 г. может составить более 50 млрд руб. В Госсекторе доля отечественных закупок БПЛА составит более 90%. По оценке Aeronext, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. средний прирост количества произведенных беспилотников гражданского назначения составил 20%, а выручка от их продажи увеличилась на 22%.

Ограничения на полеты БПЛА сформируют отложенный спрос

Однако развитию беспилотников препятствуют ограничения на полеты, запреты действуют в некоторых российских субъектах, а также ограничения на импорт ряда компонентов, добавил директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев. «Из ограничений можно выделить нормативные вопросы, касающиеся использования беспилотников, особенно в городах, и ограничения в части импорта ряда компонентов», — прокомментировал эксперт.

Но генеральный директор компании «Флай дрон» Никита Данилов считает, что запреты на полеты, напротив, позволят сформировать отложенный спрос на продукцию. «Сейчас удачное время для инвестиций в высокотехнологичное производство гражданских БАС. Ведь пока в большинстве регионов России продолжается "беспилотный локаут", и полеты ограничены, идет процесс накопления отложенного спороса. Отработав сейчас технологии и наладив выпуск новой продукции, можно будет в момент, когда запреты будут сняты, очень неплохо "выстрелить", закрыв образовавшиеся ниши», — пояснил он.