Сельское поселение Ленобласти запустило собственную цифровую платформу
Разработку хотят распространить и на другие районы, но эксперты отмечают низкий уровень цифровизации муниципалитетовВласти Сосновского сельского поселения Ленинградской области в пилотном режиме внедрили цифровую платформу, которая способна автоматически обрабатывать большой объем данных и на их основе предоставлять управленческие решения. Опрошенные изданием «Ведомости. Санкт-Петербург» эксперты говорят, что пока муниципальный уровень власти серьезно отстает по темпам цифровизации от крупных городов. В том числе это происходит из-за нехватки специализированных цифровых решений.
Для чего нужна цифровая платформа
В Сосновском поселении цифровая платформа по цифровизации процессов управления пока внедрена в пилотном режиме. Она позволяет отслеживать динамику реализации региональных и федеральных программ, выполнение национальных проектов, темпы и статус исполнения поручений. Платформа была разработана компанией Sitronics KT (входит в Sitronics Group) по заказу совета муниципальных депутатов поселения при участии Фонда поддержки и развития науки, образования и инноваций СПбГЭУ. В этом году ее представили в номинации «Умный город и ЖКХ», где разработка вошла в пятерку финалистов. Кроме того, платформа вошла в шорт-лист деловой премии в области цифровых технологий ЦИПР Digital.
Система показывает объективную информацию по таким направлениям, как движение бюджетных средств, анализ реализации региональных и государственных программ, ситуацию в сферах экономики, строительства, ТЭК и ЖКХ, здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Инструменты визуализации отображают в виде графиков и статистики актуальные данные по реализации инвестиционных программ, динамику роста валового продукта и другие экономические показатели субъекта.
Муниципалы отстали от федералов
Как рассказал изданию председатель совета депутатов МО Сосновское сельское поселение Александр Патрушев, пока что процессы цифровизации управления для муниципальных образований вне крупных городов федерального значения находятся на зачаточном этапе автоматизации.
«Принятие управленческих решений происходит в условиях многофакторности, неопределенности и при наличии большого числа ограничений, это зачастую ведет к ухудшению жизни на территории. Создание цифровой платформы управления и взаимодействия с гражданами диктует объективная необходимость внедрения решений, которые повысят эффективность работы местных властей, а значит, и уровень доверия граждан, проживающих на территории», – уверен он.
По мнению Патрушева, в перспективе подобные разработки будут пользоваться популярностью у российских муниципалитетов, так и, возможно, соседних государств. «В настоящее время мы работаем как над поэтапным внедрением и пилотированием модулей, так и над распространением информации о разработке. В ближайших планах – широкое представление реализованного функционала на V Международном муниципальном форуме стран БРИКС+, который состоится в ноябре 2023 года в Санкт-Петербурге», – сообщил он.
Рынок для внедрения – 20 000 муниципалитетов
И.о. главы администрации Сосновского поселения Артем Беспалько считает, что скорость распространения подобной платформы на другие муниципалитеты зависит сразу от нескольких факторов. «Для начала нужен успешный пилот, которым мы сейчас занимаемся. Текущий этап включает упорядочивание электронного документооборота и обращений граждан. Когда платформа докажет свою ценность и эффективность в управлении муниципальными образованиями, есть большая вероятность, что она будет принята и использована другими муниципалитетами», – предположил он.
Ведущий специалист представительства госкорпорации «Ростех» в Санкт-Петербурге Кирилл Масленников говорит, что сейчас в России более 20 000 муниципальных образований. Из них в большинстве имеются необходимые условия для активного использования цифровой платформы в своей деятельности. В каждом муниципальном округе от 7 до 30 депутатов в соответствии с законодательством. «Соответственно, потенциал для распространения цифрового решения для взаимодействия граждан и муниципальных депутатов, а также для администрирования процессов управления территорией, достаточно большой», – считает он.
Из прикладных функций платформы Масленников отмечает возможность учета задач для муниципального служащего. Теперь он будет видеть дедлайны, источник обращения, а также самостоятельно ранжировать или получать ранжированную задачу согласно уровню приоритетности. Муниципальная власть, в свою очередь, может ставить своим сотрудникам КПИ – цифровые показатели успешности и неуспешности работы.
«Люди в режиме реального времени смогут наблюдать, чем занимается муниципальная администрация каждый день. Соответственно, у человека появится вовлеченность в работу муниципалитета, и повысится доверие к власти», – считает эксперт.
Что мешает муниципальной цифровизации
Председатель фонда развития СПбГЭУ, соисполнитель создания платформы в части методологической базы работы цифровой платформы управления территориями Игорь Эверт рассказал, что фон уже начал получать заявки от других муниципалитетов Ленинградской области об участии в пилотном тестировании отдельных направлений платформы (наиболее актуальных для них функционалов) — экологии, безопасности в сельском поселении и др. Он напомнил, что согласно установленному указу президента № 474 к 2030 г. в России должно быть обеспечено достижение «цифровой зрелости» государственного управления, а доля массовых социально значимых услуг, оказываемых в электронном виде, должна вырасти до 95%. Но внедрение цифровых услуг может столкнуться как с нехваткой финансовых, так и технических ресурсов, а также с организационными и правовыми преградами, добавляет он.
Декан факультета государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС Анатолий Лихтин отмечает, что пока на уровне муниципального управления есть серьезная проблема с внедрением и использованием таких технологий.
«Статистика говорит нам о том, что только 10% муниципальных образований отвечает установленным законодательством требованиям по уровню цифровизации. Типовой системы поддержки и взаимодействия с населением не существует. То есть системного подхода и использования цифровых технологий в муниципальном управлении нет», – сообщил он.
Лихтин также указывает, что отставание муниципалов по темпам цифровизации в том числе связано и с отсутствием у них современных инструментов и механизмов для решения управленческих задач.