«Грузовичкоф» запустит на склады беспилотники

Производитель роботизированных электрогрузовиков обещает экономию до 40% расходов на обслуживании машин
Пока стороны не раскрывают, какое именно количество автомобилей будет поставлено для запуска беспилотного проекта /Evocargo

Петербургская логистическая компания «Грузовичкоф» подписала соглашение с поставщиком беспилотных технологий Evocargo о запуске проекта по применению беспилотных грузовиков на своих складах. Как сообщили изданию в пресс-службах обеих компаний, в рамках договора планируется задействовать для передвижения по складским комплексам модель «Эвокарго ЭВО-1.1».

Автомобиль с грузоподъемностью до 2 т и дальностью хода до 200 км может автономно работать до 22 часов в сутки. Пока стороны не раскрывают, какое именно количество автомобилей будет поставлено в Петербург для запуска в городе пилотного проекта.

«Следующими шагами будет оценка операционных возможностей этих автомобилей для применения на наших терминалах, а также совместное участие в обсуждении законодательных инициатив. Только после этих этапов мы сможем с уверенностью сказать о количестве автомобилей, сроках кампании и географии запуска беспилотных грузовых автомобилей», – отметили в сервисе «Грузовичкоф».

Как рассказали «Ведомостям» в Evocargo, до конца года планируется произвести не менее 100 беспилотных электрогрузовиков. Большая часть из них уже законтрактована и будет передана нескольким логистическим компаниям. Помимо «Грузовичкоф» в рамках уже заключенных договоров технику поставят мультисервисному оператору логистических услуг ПЭК и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). С ними Evocargo заключила соглашения об аренде в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023). Но детали сделки и число машин также не раскрываются.

Что известно о компании Evocargo

ООО «Эвокарго» зарегистрировано в Москве в 2020 г. с уставным капиталом в 1 млн руб. Выручка от продажи в 2022 г. составила 30,196 млн руб., убыток – 344 млн руб., следует из данных «Спарк-Интерфакс». Совладельцы: ООО «ДТ» (75%), ООО «Визиллект сервис» (12,5%) и «Электротранспортные технологии» (12,5%).

Генеральный директор Evocargo Марсель Нигметзянов уточнил, что беспилотные грузовики не перейдут в собственность компаниям. Они будут переданы партнерам на условиях аренды. «Evocargo не занимается продажей своего транспорта – мы оказываем автономный логистический сервис посредством использования автономных грузовиков. Сервисная модель предполагает фиксированный тариф, который формируется исходя из количества грузовиков на объекте и режима работы», – рассказал он «Ведомостям», но отказался раскрывать размеры тарифов.

По его словам, роботизированная техника позволит логистическим компаниям снизить расходы на содержание машин до 37%. Также она снижает риски человеческого фактора и позволяет выполнять транспортные операции практически беспрерывно, что снижает стоимость затрат на перевозки и сокращает сроки доставки товаров.

По словам совладельца и заместителя директора ПЭК Вадима Филатова, благодаря запуску регулярных беспилотных перевозок по территории логистических центров компания рассчитывает ускорить доставку на 14% за счет непрерывного движения грузовиков, а также снизить число простоев на этапах погрузки-разгрузки.

Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева отмечает, что экономия при использовании беспилотных систем в первую очередь будет связана не с техническим, а с исключением «человеческого фактора». «Исключая человека из процесса, компания получает экономию: работа техники дешевле, чем люди», – считает она.

Но независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев отмечает, что детальной аналитики и расчетов о реальной экономии средств при использовании подобных беспилотных систем до сих пор нет. С одной стороны, сокращаются расходы на 60–65% на водителях, горюче-смазочных материалах и т. д. «Но это не означает экономию. На обратной чаше – затраты на программно-аппаратный комплекс: радары, лидары, затраты на тестировщиков и т. д. Появляются расходы на электродвигатель, батареи, ПО и ресурс на замену батареи», – прокомментировал эксперт.

По его словам, остаются вопросы и к эксплуатации транспортного средства, которые сложно решать, если рядом нет человека. «Пока это формат тестирования, самое важное, что остаются неучтенные вещи: автономный грузовик остается без водителя, поэтому если пробьет колесо, если произойдет внештатная ситуация с грузом, то остается вопрос – как это будет решаться», – резюмировал он.