Meteor lift рассчитывает увеличить локализацию производства лифтов в Петербурге до 100%

Производитель запустил НИОКР по разработке частотных преобразователей, которые не выпускаются в России
На начало прошлого года уровень локализации на заводе в Петербурге составлял от 75 до 90% /Freepik

Компания Meteor lift (ООО «Метеор лифт»), владеющая бывшим заводом Otis в Санкт-Петербурге, рассчитывает довести локализацию производства лифтов до 100%. На начало прошлого года уровень локализации на заводе в Петербурге составлял от 75 до 90% в зависимости от типа и конфигурации продукта. Но отрасль остается импортозависимой в части ряда компонентов и узлов в области микроэлектроники.

«В настоящий момент нам удалось наладить поставки таких элементов из дружественных стран, но стоит задача локализовать их производство внутри страны», –  пояснили в пресс-службе компании. В целях импортозамещения Meteor lift в текущем году на базе НПП «Метеор Лифт» в Москве начала НИОКР по освоению и запуску в производство отечественных частотных преобразователей.

Напомним, что предприятие, производящее лифты под брендом «Метеор» в Петербурге, входит в холдинг S8 Capital, который приобрел российский бизнес ушедшей группы Otis Worldwide в 2022 г. Ранее лифты выпускались под брендом Otis. Сейчас завод в Петербурге выпускает 10 000 единиц в год. Во время ПМЭФ-2023 компания подписала соглашение о сотрудничестве с правительством города о модернизации предприятия, Инвестиции компании составят не менее 500 млн руб., а производственные мощности вырастут до 15 000 лифтов в год. Проект планируется реализовать в течение двух лет. Параллельно с наращиванием производственных мощностей компания намерена увеличивать уровень локализации продукта и довести его до 100%, ряд позиций уже удалось заместить в 2022-2023 гг.

Как и чем заместили импорт

В частности, как рассказали в компании, производитель начал сотрудничество с Новолипецким металлургическим комбинатом, который специально под потребности лифтового завода в Петербурге запустил в серийное производство высокопрочную оцинкованную сталь толщиной 4 мм. Ранее ее поставляли из Европы. Материал используется для изготовления силовых элементов каркаса кабин и лебедочных рам. «Сегодня практически 100% металлоизделий, используемых для изготовления силового каркаса лифтов, производится из отечественного металла», – добавили в компании. Вместе с тем Meteor lift переходит на поставки российских производителей алюминия. Компания заключила соглашение с Объединением производителей, поставщиков и потребителей алюминия на поставку алюминиевых компонентов конструкции лифта в объеме до 15 т в год.

Локализовать также удалось поставки LED-систем для освещения кабин. Сейчас точечные светильники, светодиодные ленты и панели закупаются у петербургского поставщика «Олеарта», ранее поставки осуществлялись из Франции.

Тем не менее ряд компонентов, которые пока не удается заместить полностью, остаются критически важными для отрасли, отмечают эксперты. Как пояснила директор практики «Инжиниринг» компании Strategy Partners Ольга Корона, одной из уязвимых позиций с точки зрения наличия отечественных решений являются безредукторные лебедки (электродвигатели, которые поднимают и опускают кабину. – «Ведомости»). Производители такого оборудования в России есть. В частности, лебедки выпускают Сарапульский электрогенераторный завод, а также АО «Метеор лифт Щербинка» – московское подразделение компании (в объеме до 14 000 единиц в год). Генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов полагает, что наличие в группе собственного производителя этого оборудования позволит Meteor lift быстрее идти к полной локализации, однако он добавляет, что объемов производимых лебедок в России недостаточно, чтобы покрыть все потребности отрасли. Как ранее сообщали в Минстрое, до 2025 г. в России требуется заменить около 85 000 лифтов.

Не хватает микроэлектроники

«Вторая проблема – это сложные «интеллектуальные» системы автоматического управления, например, большими группами лифтов, микроэлектроника для которых импортируется в основном из Тайваня и Китая», – говорит заведующий кафедрой «Механизации и автоматизации строительства» НИУ МГСУ Дмитрий Густов. Как пояснили в Meteor lift, компании удалось найти российского поставщика, который смог наладить производство плат с микропроцессором – одного из основных элементов управления лифтом. Ранее эти компоненты поставлялись из Германии. Однако уязвимой позицией в части микроэлектроники остаются частотные преобразователи, которые выравнивают электронапряжение в сети и обеспечивают плавное движение кабины.

«Производство частотных преобразователей для лифтов в России отсутствует, спрос покрывался полностью за счет импорта. Основными сложностями в локализации производства частотных преобразователей является потребность в транзисторах IGBT, составляющих 75% себестоимости», – пояснила Корона.

Для решения этой проблемы Meteor lift в текущем году запустила НИОКР по запуску в производство отечественных частотных преобразователей, выиграв конкурс Минпромторга на получение субсидий. Проект рассчитан на три года. Его стоимость составляет 143 млн руб., 70% из которых будет покрыто за счет гранта Минпромторга, еще 48 млн руб. будет привлечено из собственных средств компании.

Сколько времени потребуется на локализацию

Харламов отмечает, что если компания сможет наладить производство этого компонента, «частотниками» смогут воспользоваться и другие производители лифтов, что положительно скажется на отрасли. Густов добавляет, что сейчас объемы импорта  у таких компаний составляют в среднем 10-30%. Корона прогнозирует, что ожидать повышения устойчивости отрасли с точки зрения самообеспечения основными компонентами можно в течение 2-3 лет. «Положительную роль в этом процессе может сыграть Евразийская лифтовая ассоциация, которая планирует объединить в рамках кооперации все производственные цепочки в отрасли. Тем не менее высокая зависимость может сохраниться в части импорта микроэлектроники из Китая», – резюмировала она.