Морские перевозки в Кронштадт к 2025 г. планируется нарастить в 3,5 раза до 200 000 человек

Общий турпоток в Кронштадт к открытию трех фортов в 2026 г. превысит 3 млн человек
«Нева тревел» заказала у Средне-Невского судостроительного завода шесть катамаранов «Котлин» /neva.travel

К 2025 г. объем морских пассажирских перевозок на скоростных линиях из Санкт-Петербурга в Кронштадт планируется увеличить до 200 000 человек. Об этом в ответ на запрос издания «Ведомости. Санкт-Петербург» сообщили в пресс-службе компании «Нева тревел», которая обслуживает маршрут. В 2022 г. пассажиропоток составил 56 000 человек. Таким образом, за три года он может вырасти в 3,5 раза.

По итогам навигационного сезона 2023 г. ожидается, что на скоростных линиях между центром Петербурга и парком «Остров фортов» в Кронштадте будет перевезено 80 000 пассажиров. «Спрос на водные перевозки за первые месяцы навигации 2023 г. увеличился в пределах 10% к прошлому году», — уточнили в пресс-службе.

Возобновление водного сообщения между Петербургом и Кронштадтом после десятилетнего перерыва произошло в 2021 г. Тогда пассажиропоток по этому маршруту составил 23 000 человек. Сейчас основную часть перевозок в Кронштадт выполняет «Нева тревел», которая осуществляет 10 рейсов в день с Дворцовой набережной и столько же обратно. Также трансферы выполняют и другие компании, например, «Астра марин» (осуществляет 2 рейса в день туда и обратно от причала «Кунсткамера»). Для перевозок используют скоростные суда «Метеор», которые вмещают около 100 пассажиров.

Предстоящий рост пассажиропотока связан с запуском на маршруте новых скоростных судов. В июле компания «Нева тревел» запускает на линию первый катамаран проекта «Котлин», спущенный на воду в этом году на Средне-Невском судостроительном заводе. Второе аналогичное судно будет выведено на маршрут до конца навигационного сезона.

Новые катамараны строятся в рамках развития туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» и госпрограммы по обновлению пассажирского флота при поддержке Минпромторга России и АО «ГТЛК». Создание кластера оценивается в 76 млрд руб. Проект включает не только реконструкцию самих фортов, но и создание общественных пространств, музейных объектов и развитие транспортной инфраструктуры.

Всего «Нева тревел» заказала у Средне-Невского судостроительного завода шесть катамаранов «Котлин» и еще четыре «Соммерса», последние будут курсировать в Кронштадте между фортами. Один «Котлин» способен вмещать до 200 человек и развивать скорость в 57 км/ч. Вторая пара катамаранов выйдет на линию в навигацию 2024 г. и третья — в 2025 г. Завод должен выполнить контракт на 10 судов до конца 2025 г. Сумма заказа не раскрывается.

Но как отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты, увеличение морских перевозок не решит проблему транспортной доступности Кронштадта. Туристический поток в город-порт растет быстрее, чем расширяется инфраструктура. Если в 2020 г. Кронштадт посетили 1,7 млн человек, в 2021 г. – 1,8 млн, то в 2022 г. турпоток вырос до 2,8 млн человек. По данным организаторов проекта «Остров фортов», после завершения реконструкции фортов «Кроншлот», «Петр I» и «Император Александр I» к 2026 г. посещаемость только этих объектов достигнет свыше 3 млн человек, а общий турпоток, вероятно, вырастет еще больше.

Одним из сдерживающих факторов развития морских перевозок как транспортного маршрута остается его цена, говорит главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков. Сейчас стоимость билета в одну сторону на взрослого пассажира составляет 1300–1450 руб., а туда-обратно – 2300 руб. Для расширения использования маршрута как полноценного водного транспорта городу необходимо просубсидировать перевозки, чтобы стоимость билета снизилась как мунимум до 1000 руб. в одну сторону, говорит Булгаков.

Хоть это и позволит немного разгрузить транспортный поток, основная проблема доступности города-порта остается в дорожном «бутылочном горлышке» на въезде и выезде из Кронштадта, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Для выхода из сложившейся ситуации с 15 февраля в Кронштадте началась реконструкция транспортного узла на въезд в город. Проектом предусмотрено создание развязки по схеме «клеверного листа» с обособленными съездами (всего их будет 10 с шириной проезжей части от 4,5 м) и двумя новыми путепроводами. Завершить работы планируется в 2025 г. Объем инвестиций составляет более 3 млрд руб., из которых 466,5 млн руб. – федеральные средства.

Булгаков добавляет, что для улучшения сухопутной связи с Кронштадтом необходимо запускать большее количество автобусов, которые идут через север Петербурга, а также вводить тактовое движение электричек до Ломоносова на юге. В таком случае Кронштадт быстрее адаптируется к увеличению турпотока, уверен эксперт.