Что показали на международной выставке «Нева 2023» в Петербурге

В этом году среди крупнейших зарубежных делегаций – компании из Китая и Турции
Выставка «Нева 2023» продлится до 21 сентября /https://t.me/nevacongress

В Санкт-Петербурге 18 сентября открылась XVII Международная выставка по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению шельфа «Нева 2023». По данным организаторов, на выставке в «Экспофоруме» заявлено свыше 600 представителей – 537 российских компаний и 107 зарубежных.

Напомним, что выставка проводится раз в два года. В прошлом мероприятии, которое состоялось в 2021 г., участие принимали представители 32 стран мира. В том числе семь стран были представлены в формате национальных павильонов (Германия, Нидерланды, Испания, Норвегия, Турция, Финляндия и Южная Корея). В этом году международная составляющая оказалась значительно меньше, а самые крупные делегации – у Китая и Турции. Среди участников также представители Индии, Индонезии, Вьетнама, ЮАР, Азербайджана, Белоруссии и других государств, сообщил корреспондент издания «Ведомости Северо-Запад».

ОСК представила крупнейшую экспозицию

Традиционно один из крупнейших стендов на «Неве» представило АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). На выставке компания показала модели как уже реализованных, так и перспективных судов и технических разработок. Всего на стенде представлено более 30 проектов.

Впервые ОСК представила круизный лайнер смешанного плавания проекта 00840 «Карелия», который спроектировало КБ «Вымпел»». Как уточнили в пресс-службе корпорации, первые три судна уже строятся на заводе «Красное Сормово» по заказу круизной компании «Водоходъ» в рамках федеральной программы по обновлению речного флота. Головное судно заложили 28 апреля 2023 г., второе – 26 мая 2023 г., третье – 22 июня 2023 г. Их будут эксплуатировать в акватории Финского залива, в Азовском, Балтийском, Белом и Черном морях. Первое судно выйдет на линию в 2025 г., еще два – в 2026 г.

«Лайнер представляет собой стальное самоходное судно с двумя поворотными винторулевыми колонками, с вертикальным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с избыточным надводным бортом, с развитой четырехъярусной надстройкой, с носовым расположением рулевой рубки, с машинным отделением в кормовой части», – рассказали в пресс-службе.

Также ОСК впервые представила на выставке арктический круизный лайнер и морской пассажирский катамаран на 150 человек – «Алмаз», кормовой морозильный траулер проекта КМТ 02.01 «Норд Пилигрим», многоцелевое сухогрузное судно проекта 15760 «Донбасс» и танкер-химовоз 90101 «Иберия».

Новый прогулочный катамаран «Тютерс»

Помимо крупных федеральных компаний, таких как ОСК, «Росатом», судостроительный комплекс «Звезда» и др., в выставке традиционно участвуют представители судоходной отрасли Санкт-Петербурга. Компания «Нева тревел», специализирующаяся на водных прогулках по рекам и каналам города, на своем стенде показала модели заказанных для «Острова фортов» в Кронштадте катамаранов «Котлин» и модель экскурсионно-прогулочного судна «Соммерс».

На стенде также впервые представили пассажирский катамаран «Тютерс» в полноразмерном формате. Его совместно разработали «Нева тревел» и петербургское КБ «Форсс Технологии». Основное назначение нового катамарана — экскурсионные перевозки пассажиров, вместимость – до 30 человек. Судно обладает хорошими мореходными качествами, комфортной управляемостью и может быть переоборудовано под электродвижение. На стенде компании можно увидеть макет головного судна проекта в реальную величину, подняться на борт катамарана и оценить его эргономику.

«Пассажирские суда катамаранного типа — это, безусловно, новинка и эксклюзив в отрасли отечественного судостроения. Если в странах Европы, в Америке, Австралии катамараны уже давно массово используются для перевозки пассажиров, то в России такие проекты не имеют аналогов», — рассказал гендиректор компании Юрий Набатов, добавив, что первый катамаран проекта «Тютерс» займет свое место во флоте компании в навигацию 2024 г.

Более 50 компаний из Китая

Самыми крупными иностранными делегациями в этом году на выставке стали китайская и турецкая. Китай для своих экспонентов забронировал более 1000 кв. м в «Экспофоруме», среди участников – более 50 китайских компаний. Иностранные партнеры представили на выставке свои решения для гражданского судостроения. В частности, на стендах макеты представили Haixing Maritime Electric Group, Gansu Hehong New Materials, Nanjing Sande Marine Information Technology, Fuzhou FMEC Industry, Shanghai Powermaster Marine Technology Co. Ltd и др.

Например, Shanghai Powermaster Marine Technology Co. Ltd представила противовращающее азимутальное подруливающее устройство. Как указано на макете, оно снижает уровень вибрации и шума от судна. Другая компания – China Transmission – показала на стенде модель винторулевых колонок.

Турецкие производители

Делегация и выставочные экспонаты из Турции на «Неве 2023» заняли свыше 1300 кв. м площадей. 19 сентября в рамках конференции состоится международный бизнес-диалог «Россия–Турция».

В этом году на выставке традиционно организован национальный павильон Турции, а также отдельные стенды компаний. Среди них – известные верфи, такие как Kuzey Star, Sefine, Ozata, Desan, Dogruyol, Denkar, а также более 20 поставщиков судового оборудования и материалов. Всего в мероприятии принимают участие около 40 турецких компаний.

Одна из представленных на выставке моделей турецкой разработки – дноуглубительное судно типа Makran. Оно предназначено для создания необходимых глубин в акватории портов и каналов.

Суда для Каспия

Еще одним иностранным участником выставки стал Азербайджан. Компания Baku Shipyard, специализирующаяся на строительстве и ремонте судов, представила свой стенд. Верфь начала работать на Каспийском море только в 2013 г.

На стенде можно было увидеть танкер нового поколения «Кельбаджар». Судно имеет 6 грузовых танков общей вместимостью более 9000 куб. м для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. Как уточнил представитель компании, танкер построили с возможностью пересекать Волго-Донский канал даже с максимальной нагрузкой.

Вторая модель – пассажирский железнодорожный автомобильный паром типа Ro-Pax. Первое судно этой серии «Зарифа Алиева» было введено в эксплуатацию в конце апреля прошлого года. Сейчас его используют для перевозок на Каспийском море.

Старт деловой программы

Основная часть деловой программы «Невы 2023» стартует во вторник, 19 сентября. В 11:00 начнется церемония официального открытия выставки и конференции. В 14:00 начнется пленарное заседание «Морская отрасль России: новые приоритеты на фоне глобальных вызовов».

Участники пленара обсудят полтора года работы отрасли в новой реальности, а также международное сотрудничество в изменившихся условиях. Одной из тем дискуссии также должен стать Северный морской путь (СМП), важность которого резко возросла в изменившихся геополитических условиях. Среди участников пленарного заседания заявлены замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, замминистра транспорта Александр Пошивай, директор дирекции СМП «Росатома» Вячеслав Рукша, первый заместитель генерального директора ОСК Андрей Бузинов и др.

Выставка «Нева 2023» продлится до 21 сентября.