В Карелии на 40% завершили строительство новой цифровой верфи

С начала строительства расходы на проект уже выросли более чем на 2,5 млрд руб.
В этом году на строительство цифровой верфи было выделено еще 2 млрд руб. из федерального бюджета /t.me/government_rus

Онежский судостроительно-судоремонтный завод (ОССЗ) до конца 2024 г. планирует ввести в эксплуатацию новые цеха так называемой цифровой верфи. На данный момент строительно-монтажные работы выполнены более чем на 40%, сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе ОССЗ.

Строительство верфи на базе ОССЗ началось в 2022 г. Оно включает возведение нового блока корпусных цехов общей площадью 26 000 кв. м и оснащение его высокотехнологичным оборудованием с цифровым управлением для изготовления деталей и узлов по 3D-моделям, роботизированной сварки и автоматизации логистических операций. Планируется, что на новой верфи будут строить суда типа «река-море», рыбопромысловые, технические и вспомогательные суда и СПГ-бункеровщики. В новом блоке корпусных цехов начнут выпускать суда длиной до 80 м, в том числе мелкосидящие ледоколы проекта 22740М, а также насыщенные секции для строительства на старой площадке судов длиной до 140 м.

Предприятие рассчитывает принять первые заказы в 2024 г. Благодаря модернизации к 2025 г. среднегодовое количество сдаваемых на ОССЗ судов должно вырасти с трех до 10, годовой объем металлопереработки увеличится с 1000 до 10 000 т, а выпуск продукции в денежном выражении – с 1,7 до 9,1 млрд руб.

Цифровую верфь будет отличать от обычной то, что каждый процесс производства будет цифровизирован. «Это включает в себя использование сенсоров и IoT-устройств для мониторинга состояния оборудования и судостроительных процессов в реальном времени, анализ данных с помощью искусственного интеллекта для прогнозирования и предотвращения потенциальных проблем, а также автоматизацию и оптимизацию производственных операций», — рассказали в пресс-службе ОССЗ.

Однако при реализации проекта завод столкнулся с проблемой импортозамещения оборудования. Так, искать российских поставщиков или партнеров из дружественных стран пришлось для поставки главных двигателей, дизель-генераторных агрегатов, системам вентиляции, запорной арматуры и даже лакокрасочных покрытий. «Где-то мы подобрали аналоги изделий и материалов отечественных производителей, что-то возим из стран, готовых к сотрудничеству с предприятиями РФ. На сегодняшний день процент применяемых отечественных изделий значительно вырос и составляет не менее 82-85%», — уточнили в пресс-службе предприятия.

При этом с начала строительства расходы уже выросли более чем на 2,5 млрд руб. Изначально на реализацию проекта правительство РФ выделило из федерального бюджета 5,2 млрд руб. Однако из-за повышения стоимости стройматериалов в 2022 г. из резервного фонда было дополнительно направлено еще 579,9 млн руб. Из местного бюджета потратили 200 млн руб. на присоединение к инженерным сетям. Еще 400 млн руб. составил грант Российского фонда развития информационных технологий, который пойдет на внедрение интегрированной информационной системы цифрового производства.

Выделенных средств не хватило. В июне этого года во время поездки в Карелию министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил журналистам, что на завершение реконструкции, строительство нового покрасочного цеха и модернизацию стапеля необходимо выделить еще до 2 млрд руб. Как пояснили в пресс-службе, эти деньги должны выделить в 2024-2025 гг.

Опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад» эксперты отмечают, что после завершения реконструкции ОССЗ не останется без заказов благодаря программе льготного лизинга, и цифровая верфь будет востребована. Напомним, что правительство РФ планирует, что с 2023 по 2027 гг. российские верфи смогут построить по программе льготного лизинга 260 гражданских судов разного класса, среди них 119 грузовых и 73 пассажирских. Из Фонда национального благосостояния на эти цели будет направлено 136 млрд руб.

Обеспечить загрузку Онежской цифровой верфи поможет и якорный заказчик – «Росморпорт», рассказал генеральный директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «Сейчас наблюдается увеличение спроса на суда класса «река-море», рыбопромысловые, технические и вспомогательные. <…> У ОССЗ есть потенциал занять свою нишу из-за кризиса в ОСК», — прокомментировал эксперт.

Сейчас за ФГУП «Росморпорт» закреплено 286 судов. При этом до конца 2023 г. «Росморпорт» ожидает получения трех крупных судов, а в программе на следующий трехлетний период заложено строительство еще 13 судов.

Однако судостроение в России продолжает зависеть от импортного оборудования, что может повлиять на сдачу новых судов, в частности, это может затронуть и цифровую верфь, отметил доцент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности СПбГЭУ Александр Дмитриев. В рыбопромысловых судах зависимость от импортного оборудования превышает 60%, озвучивал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов в рамках ВЭФ.

По словам Дмитриева, до запуска программы импортозамещения в 2022 г. зависимость от иностранных компаний по ряду оборудования и элементов судов доходила до 100%, эта доля, по его словам, уже снизилась в среднем до 70%. «Отечественному промышленному сектору следует более активными темпами налаживать производство необходимых компонентов для достижения 100% локализации в постройке судов на отечественных верфях», — рассказал эксперт.