«Радар ммс» планирует поставить беспилотники вертолетного типа для федерального госзаказа
Претендующие на госзаказ компании уже столкнулись с дефицитом площадок для производства и испытания дроновПетербургское АО «НПП «Радар ммс» планирует расширить производство беспилотных авиационных систем (БАС) вертолетного типа и в рамках выполнения гражданского государственного заказа поставить беспилотники органам власти и госкомпаниям. Об этом журналистам рассказал исполнительный директор НПП Иван Анцев в рамках заседания профильной комиссии по инвестициям городского заксобрания.
Он уточнил, что «Радар ммс» планирует закрыть потребности федеральных министерств и госорганизаций в тяжелых и средних вертолетных БПЛА.
Напомним, что в этом году Минпромторг определил параметры гражданского заказа на беспилотную технику до 2030 г. для нужд федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и компаний с государственным участием. По данным «Ъ», среди потенциальных заказчиков фигурирует «Газпром», «Роснефть», «Почта России», РЖД, а также Минстрой, Минэнерго, Минтранс, МЧС и другие компании и ведомства. Как сообщало издание, правительство оценивает стоимость программы до 2030 г. в 200 млрд руб., включая 79 млрд руб. от госкомпаний.
«На сегодняшний день сформирован государственный гражданский заказ и выведен в цифры. Они существенны с точки зрения производства БПЛА в интересах различных ФОИВов. На 2024-2026 гг. более 11 000 БПЛА необходимо произвести. Речь идет о уже разработанных БПЛА», — рассказал Анцев и добавил, что рыночная стоимость одного тяжелого беспилотника может достигать 100 млн руб. Как уточнил Анцев, госзаказ еще только формируется и может быть расширен.
Сейчас «НПП Радар ммс» занимается производством трех видов промышленных легких и тяжелых беспилотников с максимальной взлетной массой 30, 45 и 440 кг. Их применяют для мониторинга, аэромагнитной съемки, магниторазведки, сопровождения поисково-спасательных работ, проведения ледовой разведки, распыления и доставки грузов. Объемы текущего производства в компании не раскрывают.
Чем занимается «Радар ммс»
АО «НПП "Радар ммс» – научно-производственное предприятие, которое специализируется на создании радиоэлектронных систем и комплексов точного приборостроения и программного обеспечения. Компания, кроме производства беспилотников, занимается в Петербурге изготовлением и поставкой речных и морских пассажирских судов, например, «Метеор 120Р», а также магнитометрическими системами, комплексами морского базирования и др.
По данным «Спарк-Интерфакс», компания не публикует финансовую отчетность с 2022 г. По итогам 2021 г. выручка от продажи составила 6,88 млрд руб., а убыток — 215,2 млн руб.
Претенденты на госзаказ
Принять участие в госзаказе планируют и другие петербургские производители БПЛА. В частности, генеральный директор «Аэродин» Олег Одиноких рассказал, что предприятие к концу года запустит новый сборочный цех на арендованных площадях и нарастит в 2024 г. выпуск беспилотников с 100 до 500-600 единиц в год. Сейчас «Аэродин» производит дроны с максимальной грузоподъемностью до 5-7 кг. Он отметил, что предприятие уже прорабатывает конфигурации проектов для госсектора, чтобы участвовать в закупочных процедурах и дальнейших поставках легких мультироторов.
Однако задержки с размещением заказа и проблемы со свободными промышленными площадями могут помешать петербургским производителям принять участие в госзаказе. Как пояснил генеральный директор компании «Геоскан» (выпускает БПЛА самолетного и мультироторного типов для гражданских нужд) Алексей Юрецкий, оператор госзаказа – ГТЛК – еще не направлял информацию о процедуре конкурсного отбора. Такая задержка может негативно повлиять на выполнение контрактов в следующем году, добавил он.
Анцев уточнил, что федеральные власти начнут финансировать госзаказ только с марта 2024 г., а поставить технику, вероятно, нужно будет уже до конца следующего года. «За 6-7 месяцев произвести невозможно, за эти сроки не подъедет комплектация, средние сроки поставок – 6-12 месяцев», — рассказал он.
Нет площадок для испытаний
При участии в госзаказе по поставке беспилотников местные производители могут столкнуться и с другими проблемами. По оценке участников рынка, сейчас в Петербурге недостаточно промышленных площадок для расширения производства. В условиях повышения спроса на БПЛА со стороны ФОИВ и госкомпаний (до 480 000 единиц техники к 2030 г., по данным «Ъ») производителям необходимо создавать новые цеха, а время на согласование и строительство в городе может занимать до 1 года, сказал Анцев.
Кроме того, для развития беспилотников необходим доступ к полигонам, которых в Петербурге недостаточно. Напомним, власти города ввели запрет на полет БПЛА в начале 2023 г. По данным «Фонтанки», запрет истек 11 октября, но сохраняются ограничения на получение разрешений на полеты. По оценке Одиноких, производители беспилотников из-за ограничений полетов столкнулись с падением спроса на услуги с применением БАС как минимум на 40%. «В условиях, когда продемонстрировать функционал БАС невозможно, заказчики, в том числе в рамках государственного гражданского заказа, не всегда понимают, зачем им столько дронов и в чем их польза для промышленных и административных процессов», — рассказал он.
Генеральный директор компании «Флай дрон» Никита Данилов говорит, что для испытательных полетов в Петербурге компания предлагала городским властям внедрить экспериментально-правовой режим (ЭПР) с использованием разработанной цифровой платформы. «Предложение было одобрено правительством. Теперь властям надо лишь претворить это решение в жизнь. Технически у нас и наших партнеров все готово. Кстати, ранее мы вместе с «Вертолетами России» уже проводили испытательные полеты на петербургском аэродроме Горелово», — рассказал он. Но пока ЭПР не запущен.
Участники рынка также ведут переговоры о создании полигона для испытания БПЛА и в соседней Ленинградской области. Так, 13 октября представители компании «Алмаз-Антей» обсудили возможность формирования такой площадки с губернатором региона Александром Дрозденко. Но пока вопрос остается на стадии переговоров.
Господдержка от Смольного
Производители надеются и на новые меры господдержки. Власти Петербурга на данный момент пока изучают вопрос, какую именно поддержку они смогут оказать отрасли. Глава профильной комиссии по инвестициям городского заксобрания Дмитрий Панов отметил, что среди мер поддержки город готов рассмотреть несколько видов помощи.
«Производителям беспилотников нужны субсидии, дешевые кредиты и координация по подбору земельных участков. Это основные потребности, которые озвучивают компании», — рассказал парламентарий и добавил, что заксобрание уже в первом чтении приняло законопроект, который выведет дроны в число приоритетов научно-технической политики.