Первые катамараны «Соммерс» для «Острова фортов» спустят на воду в мае 2024 г.
Пока внутренние водные маршруты в регионах удается развивать лишь при поддержке властей, отмечает экспертСредне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) в мае 2024 г. планирует спустить на воду два первых катамарана серии «Соммерс», которые строятся на верфи для кластера «Остров фортов» в Кронштадте. Об этом журналистам 1 ноября рассказала руководитель проектного офиса кластера Ксения Шойгу. Всего на заводе сейчас строятся четыре судна этой серии: «Бастион», «Равелин», «Габион», «Капонир».
Серия из четырех катараманов «Соммерс» строится в рамках исполнения подписанного в июне прошлого года на полях ПМЭФ-2022 соглашения о сотрудничестве между проектом «Остров фортов», туркомпанией «Нева тревел» и Минпромторгом России. Суда будут вводиться попарно в 2024 и 2025 гг. В рамках проекта на Средне-Невском судостроительном заводе также строится серия из шести катамаранов проекта «Котлин». В апреле этого года на воду было спущено головное судно, в мае – второе судно серии. Еще два (третье и четвертое) также будут спущены на воду в мае 2024 г.
Как уточнили в пресс-службе «Острова фортов», сейчас на СНСЗ идет формирование корпусов строящихся катамаранов, уже собраны в объем гондолы с мостами и секциями главной палубы, погружены главные двигатели, топливные цистерны и цистерны пресной воды, собраны секции надстройки.
«На мой взгляд, мы успеваем все в срок. В мае будут спущены четыре корабля абсолютно разного класса. Это, конечно, и «Соммерсы», которые будут выполнять туристическое направление. Там будут происходить экскурсии по фортам. И, конечно, «Котлины», которые будут осуществлять логистику между Петербургом и Кронштадтом», — рассказала Шойгу.
Пока катамараны «Котлин» и «Соммерс» будут заняты лишь в рамках проекта туристического кластера «Остров фортов». Так, первая пара «Котлинов» с лета 2023 г. обслуживает навигацию между центром Санкт-Петербурга и Кронштадтом. «Соммерсы» будут перевозить туристов по экскурсионному маршруту вокруг фортов «Петр I», «Кроншлот» и «Император Александр I». Они откроются после реставрации к 2026 г.
Как рассказала Шойгу, в этом году пассажиропоток на морском маршруте между центром Санкт-Петербурга и Кронштадтом превысил 100 000 человек (навигация завершится 6 ноября). Это в 4 раза выше показателя 2021 г. По данным генерального директора, обслуживающей маршрут судоходной компании «Нева тревел» Юрия Набатова, после спуска на воду всех 10 судов (шести «Котлинов» и четырех «Соммерсов») их пассажиропоток должен вырасти до 350 000 человек в 2025 г.
«К 2025 г. благодаря программе Минпромторга РФ по льготному лизингу в рамках поддержки гражданского судостроения будет построено не менее 10 новых катамаранов как скоростных, так и экскурсионно-прогулочных», — утончил Набатов.
Участники проекта не раскрывают объем инвестиций в строительство судов и условия лизинга. Сроки окупаемости проекта в судоходной компании также не уточнили. Известно лишь, что общий планируемый объем инвестиций в развитие кластера «Остров фортов» (с учетом реконструкции фортов, создания рекреационной зоны, музейно-выставочного пространства, запуска водного сообщения и т. д.) составляет 76 млрд руб. Средства выделяются из трех источников: федерального бюджета – 15 млрд руб., внебюджетного источника – 50 млрд руб., бюджета Петербурга – 11 млрд руб.
Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров говорит, что пока что внутренние водные маршруты в регионах удается развивать лишь при поддержке федеральных или региональных властей, которые помогают снизить финансовое бремя для перевозчиков. Развитие проекта «Остров фортов» с морским сообщением при участии федеральных и региональных властей служит тому подтверждением.
Как рассказал заместитель генерального директора по управлению проектами ОСК Антон Арью, первый опыт эксплуатации «Котлинов» вызвал интерес со стороны других российских регионов, от которых пошли запросы на строительство таких судов. «Когда первые два [судна «Котлин»] появились на воде, пошел шквал запросов из других регионов. Сейчас рассматриваем для Башкирии аналогичные суда, для Хабаровского и Красноярского краев, а также для Пермского края», — рассказал он.
Но как отмечает Бурмистров, реальный спрос на подобный флот может обеспечить лишь попадание проекта в программу господдержки судостроения. «Иначе операторам пассажирских судов сейчас объективно непросто будет осуществлять такую закупку самостоятельно», – подчеркнул он.