«Аэродин» выделит треть мощностей по выпуску БПЛА под федеральный госзаказ
Эксперты считают, что для развития отрасли беспилотной авиации необходимо вовлекать финансовый секторКомпания «Аэродин» – производитель промышленных дронов из Санкт-Петербурга – в рамках выполнения гражданского государственного заказа планирует поставить в 2024 г. более 140 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) органам власти и госкомпаниям, что составит порядка трети плановой производственной мощности. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал генеральный директор компании Олег Одиноких.
Он уточнил, что для госзаказа планируется нарастить производство легких мультироторов uDrone «Пегас». Компания к концу года запустит новый сборочный цех, чтобы увеличить объем выпуска всего модельного ряда до 500-600 единиц.
Напомним, Минпромторг в 2023 г. определил параметры гражданского заказа на БПЛА до 2030 г. для нужд федеральных органов исполнительной власти и компаний с государственным участием. Правительство РФ оценивает стоимость программы стимулирования спроса на отечественные беспилотные системы в 200 млрд руб. до 2030 г., из которых 79 млрд руб. выделят госкомпании, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на документ, утвержденный протоколом по итогам совещаний под председательством вице-премьера Андрея Белоусова. По данным издания», среди потенциальных заказчиков указаны федеральные министерства, а также «Газпром», «Почта России», «Роснефть», «Россети» и иные стратегические компании.
Также Минпромторг разработал проект предоставления субсидий изготовителям БПЛА на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидок на свою продукцию. Предполагалось, что максимальный размер компенсации производителю составит до 50% стоимости беспилотной авиационной системы, но на практике он не превысит 150 000 руб. для дронов с максимальной взлетной массой в диапазоне от 4 до 30 кг и 1 млн руб. для средних и тяжелых беспилотников весом от 30 до 500 кг, соответственно. При этом на практике стоимость тяжелых БПЛА начинается от 8,5 млн руб. и в отдельных случаях может превышать 100 млн руб. за единицу.
Одиноких отмечает, что государственная политика задает правильный вектор интеграции дронов в промышленные и административные процессы. Теперь дело за бизнесом: требуется межотраслевое взаимодействие и отклик со стороны финансового сектора. «Сейчас основные претенденты на статус поставщика в рамках гражданского госзаказа – это средние и крупные компании. Для роста производительности им нужны комфортные условия финансирования оборотного капитала, доступ к льготным кредитным продуктам и банковским гарантиям», — прокомментировал он.
По его мнению, для успешной реализации государственного госзаказа необходимо вовлекать финансовые институты для поддержки производителей БПЛА, поскольку реальная кредитная ставка начинается от 19%.
«Банкам стоит пересмотреть свой подход к производителям беспилотных авиационных систем, ведь это быстро растущий и маржинальный бизнес. Если же говорить о дополнительных бюджетных мерах, то чтобы не множить сущности, можно обратиться к успешно зарекомендовавшим себя инструментам: проработать возможность применения в отношении производителей БАС режима, схожего с тем, что доступен для ИТ-компаний, которые реализуют проекты по разработке и внедрению проектов по цифровой трансформации на основе российских решений и могут получить кредит по льготной ставке от 1 до 5% годовых», — рассказал Одиноких.
Генеральный директор ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев рассказал, что госзаказ – инструмент стимулирования спроса, который нужен для того, чтобы сформировать у компаний минимальный объем выпускаемой продукции. Однако он не может охватить все аспекты производства БПЛА. «Преимущество госзаказа заключается также в том, что может определить наиболее востребованные типы БАС в краткосрочной перспективе и запустить научно-технологические процессы, которые позволят выстроить производственную цепочку, а также оптимизировать бизнес-процессы участников рынка», — прокомментировал он.
При этом на федеральном и региональном уровне необходима финансовая поддержка капитальных затрат, оборотного капитала, считает партнер Strategy Partners Александр Постников. «Например, могут использоваться такие программы, как льготные займы ФРП, промышленная ипотека, КИП (кластерная инвестиционная платформа), льготное кредитование импорта и т.д.», — рассказал эксперт.
Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».