НИИ ТМ разработает систему автопилотирования для трамвайных парков Петербурга

Эксперт оценил стоимость ее внедрения для одного парка в 100-200 млн руб.
Система может быть внедрена в работу трамвайного парка № 7, который сейчас проходит модернизацию /«Горэлектротранс»

Петербургская компания «НИИ ТМ» (Научно-исследовательский институт точной механики) в 2024 г. намерена разработать и внедрить проект по автопилотированию трамваев в городских депо. Речь идет о системе автоматической расстановки и диспетчеризации трамваев. При автоматической расстановке трамвай сможет передвигаться внутри депо без участия водителя. С данным проектом компания намерена участвовать в конкурсе на заключение госконтракта для внедрения пилотного проекта в трамвайном парке № 7 в Невском районе Петербурга, который сейчас проходит модернизацию.

По словам генерального директора НИИ ТМ Олега Антонова, проект является инновационным как для Петербурга, так и для других российских регионов. «Система находится на этапе проектирования. Если «Горэлектротранс» объявит конкурс, мы планируем участвовать», – добавил он. В «Горэлектротрансе» изданию «Ведомости Северо-Запад» подтвердили, что предполагают возможность заключения такого контракта.

Что известно о НИИ ТМ

НИИ ТМ занимается разработкой и производством продукции как оборонного, так и гражданского назначения, в том числе систем управления для метрополитенов и трамваев. Компания поставляет блоки безопасности для трамваев, занимается модернизацией тяговых подстанций для электрического транспорта. В 2024-2025 гг. планируется поставка оборудования для шестой линии петербургского метрополитена («Путиловская»–»Юго-Западная»). В 2024 г. компания планирует увеличить объем продаж до 4 млрд руб., что на 74% больше чем в 2023 г. Предприятие дважды получало льготные займы на покупку оборудования в Фонде промышленности и развития Петербурга на общую сумма в 74 млн руб.

Как рассказал Антонов, сейчас в трамвайных депо стрелки переводятся вручную. В новой системе стрелки будут переводиться автоматически. Сами маршруты движения трамваев по депо также будут задаваться автоматизированно. Директор «Горэлектротранса» Денис Минкин пояснил изданию, что цель автоматической расстановки также состоит в том, чтобы исключить участие водителей в рамках депо. В среднем на одно городское трамвайное депо приходится около 30 водителей.

«При такой системе трамвай въезжает в парк, затем водитель выходит, и транспорт передвигается самостоятельно. Это в том числе помогает снизить количество транспортных происшествий в депо, связанных с человеческим фактором. Кроме того, расстановка – это и математическая задача, которая позволяет автоматизировать процессы с точки зрения утреннего выпуска. То есть трамваи будут располагаться в том порядке, в котором оптимально их выпускать утром», – добавил он.

Напомним, что в настоящее время в Петербурге на городских маршрутах уже работают более 160 трамваев с элементами автопилотирования – системой активной помощи водителю, разработчиком которой является компания Cognitive Pilott. Город первым в стране внедрил технологии искусственного интеллекта именно на маршрутный транспорт. Поставки таких трамваев начались в 2022 г. по техзаданию «Горэлектротранса». Но автоматизация самих трамвайных депо является новой разработкой, которая пока не применялась в России.

В НИИ ТМ изданию не уточнили стоимость системы, поскольку она находится на этапе разработки, а проектная документация еще не сформирована. Однако, по оценкам Антонова, сумма может составить несколько сотен млн руб. В «Горэлектротрансе» полагают, что речь может идти о порядка 100-200 млн руб.

«Такая разработка поможет упростить работу транспортного предприятия. Все трамваи, которые поставляются в Петербург начиная с 2022 г., уже оснащаются автоматическим переключением стрелочных переводов – ответной частью системы, о которой идет речь», – говорит независимый эксперт в сфере транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев. По мнению Бурцева, при успешном применении системы в трамвайном парке № 7 проект в будущем можно масштабировать и на другие трамвайные парки города, когда в них будет проходить реконструкция. Напомним, что трамвайный парк № 7 первым ушел на модернизацию, которая должна завершиться в IV квартале 2024 г. Всего в Петербурге действуют шесть трамвайных парков.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков обращает внимание на то, что система позволит частично облегчить кадровый дефицит за счет сокращения количества водителей-перегонщиков, но ее внедрение требует финансирования. Транспортный инженер Иван Вергазов добавляет, что экономия на фонде оплаты труда не позволит в короткие сроки окупить затраты. «Если бы подобной разработкой параллельно занимались несколько производителей, то это позволило бы снизить стоимость системы, для этого необходима конкуренция», – говорит он.

Однако Бурцев отмечает, что при правильном планировании со стороны подрядчика проект можно рассматривать как инвестиции в будущее, но его эффективность можно будет оценить, только когда будет апробирована конкретная модель.