Продажи электромобилей в Петербурге в 2023 г. выросли в 4,5 раза

По прогнозам Смольного, к 2026 г. число электрокаров в городе должно вырасти по сравнению с 2023 г. в 24 раза
По оценкам Смольного, на конец 2023 г. в городе насчитывалось в общей сложности 2332 электромобиля /Freepik

Продажи новых электромобилей в Санкт-Петербурге в 2023 г. выросли по сравнению с 2022 г. почти в 4,5 раза. За прошлый год в городе была зарегистрирована 961 машина против 218 в 2022 г., следует из отчета «Автостат инфо» (есть в распоряжении редакции). В Ленинградской области число регистраций новых электрокаров в 2023 г. выросло почти в 5 раз: в регионе было продано 142 автомобиля против 29 в 2022 г.

В то же время на электрокары все еще приходится мизерная доля продаж. В Санкт-Петербурге она составила 1,75% из всего количества проданных в 2023 г. новых машин (54 783), в Ленинградской области – 1,05% (всего было зарегистрировано 13 521 новых авто).

По оценкам Смольного, на конец 2023 г. в городе насчитывалось в общей сложности 2332 электромобиля. К концу 2024 г. их количество может достигнуть 7886. При этом, как следует из проекта региональной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта на 2024-2026 гг., к 2026 г. число электромобилей в городе может вырасти по сравнению с 2023 г. в 24 раза – до 57 576.

Китайский Zeekr – самый востребованный

Стоит отметить, что наиболее востребованным электроавтомобилем в Петербурге и Ленобласти по итогам 2023 г. стал премиальный китайский Zeekr 001. Его розничная стоимость начинается от 6,4 млн руб. В городе в 2023 г. было продано 262 таких автомобиля, в области – 41.

Схожего объема продаж нет ни у одного другого электрокара. Например, в Петербурге следующими по популярности идут Tesla Y (продано 58 машин), Hongqi E H59 (53), BMW iX и Evolute I-Joy (по 48). В Ленобласти на втором месте по популярности тоже находится Tesla и Volskwagen ID Y (было продано по 9 машин).

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов добавил, что китайский Zeekr занял нишу ушедших премиальных американских и европейских брендов, которые теперь ввозят в страну по параллельному импорту. Что касается производимого в Липецке Evolute, то он преимущественно востребован среди корпоративных клиентов, добавил эксперт. «Но в целом у марки результат очень маленький для официально представленного производителя. В общем объеме продаж новых автомобилей в Петербурге марка закончила год в районе пятидесятого места [среди всех легковых машин]», — прокомментировал Гаврилов. Рыночная стоимость Evolute I-Joy с учетом господдержки составляет от 3 млн руб.

Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева рассказала, что потребители при выборе электромобилей одинакового класса выбирают не отечественный с субсидией, а привезенный из Китая. «Здесь нужно работать российским производителям над снижением стоимости автомобиля», — отметила эксперт.

Напомним, в России действует льготная программа, которая покрывает до 35% от стоимости машины, но не более 925 000 руб. В течение трех лет Правительство РФ выделит на обеспечение этой скидки 30 млрд руб. В список электрокаров попадают Evolute, «Москвич», ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и произведенный в Тульской области Haval.

Доступность зарядных станций

Одной из важных составляющих развития рынка электрокаров является доступность зарядной инфраструктуры, рассказал Гордеева. «Удобная эксплуатация электроавтомобиля складывается из наличия сервисов для техобслуживания и количества зарядных станций», — прокомментировала эксперт. Если сервисное обслуживание относится к ведению автопроизводителей и дилеров, то зарядную инфраструктуру развивают с учетом федерального и регионального финансирования, добавила Гордеева.

Так, в проекте региональной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта на 2024-2026 гг. указано, что из бюджета Санкт-Петербурга на строительство ЭЗС в 2024-2026 гг. выделят 237,72 млн руб., а также будет привлечено федеральное финансирование. Всего в городе планируют увеличить число электрозаправок с 216 в 2023 г. до 511 в 2026 г.

По словам Гордеевой, Петербург вошел в число регионов, которому Минэнерго оказывает содействие в субсидировании приобретения ЭЗС для компаний. «Петербург попадает под субсидирование зарядных станций, когда оператору компенсируется 60% стоимости оборудования и 30% стоимости технологического присоединения», — рассказала она.

На данный момент в Петербурге наибольшее число ЭЗС приходится на ПАО «Россети Ленэнерго» – 58, следом идет ООО «Балтийская сеть ЭЗС» – 44, ООО «Пункт-Е» – 15, ООО «ТАЧ Продакш» – 15, ПАО «Газпром-Центр» и АО «Электрохаб» – по 10, ООО «Тесла СПб» – 6 и АО «Силовые машины» – 1.