«Яндекс» и «Балтийские сети ЭЗС» запустили в Петербурге зарядный хаб для электромобилей
Стоимость подключения эксперты оценили в 300 000–10 млн руб., а затраты на оборудование – еще в 10-15 млн руб.«Яндекс заправки» и «Балтийская сеть ЭЗС» открыли первый в Санкт-Петербурге и в России совместный хаб для электромобилей. До этого компании запускали станции точечно около общественных мест или на придомовых территориях, передает корреспондент «Ведомости Северо-Запад».
В рамках хаба на Кременчугской ул. у Московского вокзала установили пять зарядных станций, произведенных московской компанией ООО «Реватт рус», мощностью 80 кВт каждая. Как уточнили руководители «Яндекс заправок» Роман и Артем Прудниковы, зарядить электрокар можно до 80% за 30-40 минут, но более точное время зависит от объема батареи.
«За последний год мы вместе с партнером установили в разных районах Санкт-Петербурга уже порядка 90 ЭЗС быстрого и медленного режима. По нашим оценкам, люди готовы пересаживаться на электромобили, когда знают, что смогут зарядиться возле дома или работы. Наш проект закрывает оба этих сценария, и мы, безусловно, будем увеличивать количество станций», — рассказал Артем Прудников.
Руководители сервиса отметили, что зарядный хаб был открыт на паритетной основе. «Яндекс заправки» отвечали за предоставление станций, организацию сервиса в приложениях и информировании пользователей. В свою очередь, «Балтийские сети ЭЗС» подготовили место на парковке и обеспечили техническое присоединение станции.
Компании планируют и дальше развивать инфраструктуру, но в городе сейчас насчитывается не так много локаций для открытия новых хабов, имеющих необходимый объем мощностей для подключения. «Самый сложный критерий – найти мощности, которые позволяют сделать такой хаб. Здесь 5 зарядок по 80 кВт, соответственно, необходимо 400 кВт, не в каждой локации города можно найти (такой объем)», — прокомментировал Роман Прудников.
Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева подтвердила в разговоре с «Ведомостями» эту проблему и выразила мнение, что партнерство двух компаний позволяет найти более оптимальный вариант развития зарядных хабов.
«Проект реализован совместно с сетевой компанией, что показывает проблему мощностей. Сегодня сложно получить дешево большое количество электроэнергии для питания зарядной станции, поэтому произошло объединение с «сетевиками». <…> Обычному оператору такую мощность можно получить по высокой стоимости. Поэтому окупаемость может уходить за период эксплуатации оборудования», — прокомментировала эксперт.
По оценке Гордеевой, стоимость подключения к сетям одной зарядной точки может варьироваться от 300 000 руб. до 10 млн руб. в зависимости от технических условий, а срок окупаемости хаба может составить от 3-5 лет. Стоимость самого оборудования может составлять 203 млн руб. за одно зарядное устройство.
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев считает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе такой проект не окупится из-за небольшого числа электромобилей в городе. Так, по данным Смольного, в городе сейчас насчитывается до 2500 электрокаров, хотя власти оценивают их рост к 2026 г. в 24 раза – до 57 576.
Гордеева добавила, что в целом по Петербургу зарядные станции показывают невысокий процент загрузки. Однако в данном случае хаб может стать местом для зарядки не только электрокаров обычных горожан, но и такси, и каршеринговых электромашин «Яндекса».
При этом рынок ЭЗС в России, в частности, в Петербурге только начинает формироваться, поэтому «конкуренция полезна», отметили Прудниковы. Например, двумя месяцами ранее схожий формат ЭЗС открыло АО «Электрохаб» на юго-западе Петербурга. Хаб в Турухтанных островах включает в себя 10 станций мощностью 150 кВт каждая.
Всего, по данным Смольного, на конец 2023 г. в городе работало 227 ЭЗС. Кроме совместных зарядных станций «Яндекса» и «Балтсетей», в городе действует 58 электрозаправок ПАО «Россети Ленэнерго», по 15 ЭЗС приходится на «Пункт-Е» и «Тач Продакшн».
Драйвером развития зарядной инфраструктуры в Петербурге может стать федеральная программа «Электромобиль и водородный автомобиль». В рамках этой инициативы в 2024 г. в городе откроют 61 быструю зарядную станцию. В планах Смольного увеличить их число к 2026 г. до 511 ед.
Для развития зарядной инфраструктуры из городского и федерального бюджета выделяют средства в качестве компенсации юрлицам и ИП до 60%, но не более 1,86 млн руб. на приобретение ЭЗС и до 30%, но не более 900 000 руб. на техприсоединение. Несмотря на субсидирование установки ЭЗС, учредитель компании «Балтийские сети ЭЗС» Наталья Суворова рассказала, что для строительства хаба государственное финансирование не использовалось. Объем инвестиций участники проекта также не раскрывают.
В перспективе зарядные хабы в Петербурге могут появиться в районах с новым жильем, считает Бургазлиев. «Размещать такие хабы можно в новых районах: Парнас, юго-запад и др., там есть место. В центре города таких мест крайне мало», — резюмировал эксперт.