«ПК ТС» заместит европейские амортизаторы для трамваев турецкими
Ранее предприятие столкнулось со сложностями при поставке резинотехнических изделий из Германии«ПК Транспортные системы» («ПК ТС»), в которую входит Невский завод электрического транспорта им. Ф. А. Пироцкого в Санкт-Петербурге, рассчитывает в марте 2024 г. заключить контракт с турецкой компанией-производителем на поставку резинометаллических амортизаторов для двухсекционных и трехсекционных трамваев. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал генеральный директор предприятия Александр Дубровкин. Планируется, что поставки составят порядка 120 единиц в месяц.
Напомним, что в 2023 г. компания «ПК ТС» столкнулась со сложностями при закупке резинотехнических изделий из Европы из-за логистических задержек и начала импортозамещать продукцию изделиями отечественных производителей. Ранее предприятие закупало резинотехнические изделия преимущественно в Германии. Сейчас порядка 90% данной продукции замещено изделиями российских производителей, отметил Дубровкин.
Тем не менее российские компании на текущий момент не смогли в полной мере удовлетворить потребность производителя трамваев с точки зрения технических характеристик определенного вида изделий. Основной узел – резинометаллический амортизатор, который используется для повышения плавности хода, производится в России. Но пока он уступает по критериям жесткости, необходимым для производства длинных машин – двухсекционных и трехсекционных трамваев, отметил Дубровкин.
Директор петербургского «Горэлектротранса» Денис Минкин пояснил изданию, что от уровня жесткости материала зависит возможность гасить нежелательные колебания механики. «Двухсекционные и трехсекционные вагоны отличаются большей вместимостью при большей степени свободы передвижения (за счет сочлененности секций. – "Ведомости"). Однако это приводит к увеличению числа колебаний, которые нужно гасить демпфирующими устройствами большей жесткости», – уточнил он.
Какие трамваи производит «ПК Транспортные системы»
«ПК Транспортные системы» осуществляет поставки трамваев для Петербурга в рамках контракта с ГУП «Горэлектротранс». С 2015 г. для города было произведено 218 трамваев шести моделей «Витязь», «Витязь М», «Витязь-Ленинград», «Богатырь», «Богатырь М» и «Невский». До 2026 г. предприятие поставит городу 116 трамваев разной вместимости: 17 односекционных трамваев «Львенок», 36 трехсекционных «Витязей», один трехсекционный трамвай «Невский» и 62 двухсекционных трамвая «Богатырь М». Компания зарегистрирована в 2013 г. и имеет три производственные площадки в Петербурге, Твери и Энгельсе.
Для решения проблемы предприятие намерено заключить контракт с турецкими партнерами (в «ПК ТС» не уточнили название компании-производителя). «Первая партия в размере четырех единиц уже поступила и прошла испытания. Результат – удовлетворительный. Потребность предприятия в амортизаторах составляет 240 единиц в месяц. Рассчитываем, что половину от этого объема (порядка 120 единиц) будем закупать на турецком рынке для производства длинных трамваев, а другую половину продолжим закупать на российском рынке», – рассказал Дубровкин.
Стоимость одного амортизатора на российском рынке (в закупке) составляет порядка 30 000 руб. Таким образом, общий объем на закупку данной продукции в месяц составляет около 7,2 млн руб. В компании рассчитывают, что продукция турецкого производителя будет не дороже российской. Но конечная стоимость будет зависеть от партии поставок и переговоров с турецкой стороной.
Руководитель научно-образовательного центра «Инновационное развитие пассажирских железнодорожных перевозок» Петербургского государственного университета путей сообщения Сергей Смирнов выразил мнение, что предприятию удастся договориться с компанией о поставках изделий по цене, соответствующей стоимости отечественной продукции.
«Если стоимость и будет больше, то вряд ли значительно, поскольку можно полагать, что у турецкого партнера налажено крупносерийное производство. В России же пока больше мелкосерийных производителей, что может увеличивать стоимость», – полагает он. Эксперт добавил, что среди российских компаний есть масса производителей качественной продукции, но ранее из-за присутствия европейских компаний им было сложно развиваться, а времени на перенастройку процессов под потребности рынка не хватило. По его мнению, для решения вопроса отрасли необходима господдержка и внимание Минпромторга.
Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХиГС Владимир Николаев добавляет, что речь идет об узкоспециализированной продукции, а российских производителям нужно время на то, чтобы наладить технологию.
«Технологию нельзя просто скопировать, нужен определенный материал, время выдержки технологического процесса. Разработать ее можно, но методом проб и ошибок, для этого производителям понадобится не год, а условно несколько лет», – отметил он.