«Северная верфь» планирует «разморозить» проект по строительству нового эллинга
За 7 лет это будет уже четвертая попытка завода найти подрядчика для строительства эллингаПАО «Северная верфь» (входит в ОСК) в этом году планирует возобновить работы по строительству нового эллинга в рамках I этапа модернизации судостроительного завода. Об этом журналистам рассказал генеральный директор предприятия Михаил Ненюков. Реализация этого проекта позволит расширить возможности предприятия по строительству кораблей и судов большего водоизмещения. Сейчас верфь имеет четыре стапельных места в крытом эллинге, еще три открытых стапельных места и плавдок.
«В этом году мы должны перезапустить работу по строительству эллинга. Внесли необходимые корректировки, связанные с тем, что у нас будут суда большего размера, соответственно, будет пересогласование проекта», — рассказал он.
Ненюков отметил, что компания объявит новый конкурс на поиск подрядчика, но сумму этого контракта он не раскрыл. «Надеюсь, что источники финансирования появятся в этом году, потому что у нас идет строительство плавдока, его невозможно запускать без эллинга», — добавил он.
Напомним, в 2017 г. «Северная верфь» впервые заключила контракт на строительство эллинга с петербургским «Метростроем». Цена контракта составляла 6 млрд руб. Но из-за возникших проблем у подрядчика стороны расторгли договор. Второй раз судостроительный завод подписал контракт с московским ООО «Отечественные системы и технологии» в 2020 г., стоимость контракта выросла до 7,8 млрд руб. В 2021 г. соглашение было расторгнуто. Уже в 2022 г. «Северная верфь» нашла нового подрядчика Им стал ростовский ООО «ПК "РусГард"». На этот раз стоимость контракта не разглашалась, а завершение работ планировалось в марте 2024 г. Но как рассказал Ненюков, компания не смогла выполнить свои обязательства. На данный момент готовность эллинга составляет около 28%.
«Будет новый конкурс на поиск подрядчика. Те подрядчики, которые работали раньше, свернули свою деятельность, не выполнив работы. Это в том числе было связано с изменением условий геополитики, изменением цен», — объяснил он.
Чем занимается «Северная верфь»
«Северная верфь» входит в АО «Объеденную судостроительную корпорацию». С 9 февраля 2024 г. предприятие возглавляет Михаил Ненюков. По данным «Ъ», чистый убыток верфи в 2023 г. вырос на 17,7% к уровню 2022 г. и достиг 6,93 млрд руб. Выручка за аналогичный период времени сократилась на 31,3% с 24 до 16,5 млрд руб.
Судостроительный завод занимается реализацией военных кораблей и гражданских судов. Например, верфь выполняет контракты по строительству серии траулеров для «Норебо» и ярусоловов для РК «Вирма» и ООО «Глобус».
Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров рассказал, что в нынешних условиях дефицита высококвалифицированных кадров и загруженности компаний найти нового подрядчика будет сложно. «Объект технически сложный, контрактация непростая. Сейчас уже мы видим, что «Северная верфь» планирует его перепроектировать и увеличить по параметрам», — прокомментировал эксперт.
Кроме того, на реализацию проекта влияют природные условия, добавляет директор практики «Инжиниринг» консалтинговой компании Strategy Partners Ольга Корона. «Учитывая особенности грунта Санкт-Петербурга и близость воды, требуется большой объем выемки грунта с дальнейшей засыпкой и бетонированием котлована», — отметила эксперт.
По ее оценке, с учетом текущей готовности нового эллинга подрядчик, при наличии проектной документации и финансирования, сможет завершить строительство объекта в течение года. «Для этого контракт должен быть заключен с надежным подрядчиком, обладающим необходимым опытом, квалификацией, трудовыми и техническими ресурсами», — добавила Корона.
Эксперт обратила внимание, что наличие эллинга позволит «Северной верфи» строить крупные суда. «Это примерно в 1,5 раза больше того, что могут строить и спускать на воду в настоящее время. Например, грузовые крупнотоннажные суда и круизные лайнеры», — рассказала она.
Объем инвестиций в новый объект может значительно вырасти по сравнению с прежними цифрами, говорят эксперты. С учетом планов судостроительного завода перепроектировать его стоимость может сильно отличаться от первоначальной, поясняет Корона. Также необходимо учитывать фактор импортозамещения в случае необходимости замены оборудования. Бурмистров считает, что новая стоимость контракта вырастет в текущих условиях минимум до 14 млрд руб.