Ленинградская верфь «Эмпериум» к 2030 г. построит 25 гибридных электросудов

Экскурсионно-пассажирские электроходы проекта «Москва 2.0» будут использовать в шести российских регионах
Электросуда будут эксплуатировать в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Уфе и Перми /«Водоходъ. Пассажирский порт»

Судоверфь «Эмпериум» (входит в Sitronics Group), расположенная в Ленинградской области, планирует к 2030 г. построить 25 гибридных судов проекта «Москва 2.0», оснащенных электродвигателем, сообщила пресс-служба судостроительной компании. Все суда построят по заказу АО «ВодоходЪ Пассажирский порт».

В пресс-службе судоходной компании изданию «Ведомости Северо-Запад» уточнили, что электроходы будут эксплуатировать в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Уфе и Перми. В апреле этого года «Эмпериум» по заказу «ВодоходЪ Пассажирский порт» уже начала строить первое судно «Москва 2.0». Закладка второго запланирована на осень текущего года. Их спуск на воду ожидается в 2025 г. Общая вместимость одного электрохода составляет 130 пассажиров. Ранее «Ведомости Северо-Запад» писали, что построенные для Петербурга суда «Москва 2.0» будут ходить по двум направлениям: от Эрмитажа в сторону моста Александра Невского, а также в обход Васильевского острова по Большой и Малой Неве.

Напомним, что «Москва 2.0» — судно гибридного типа. На нем находится энергетическая установка и вспомогательный дизель-генератор, который позволяет увеличить автономность и дальность плавания. Но как уточнили в пресс-службе пассажирской компании, использовать суда планируется по большей части за счет электротяги. Дизельная установка будет использоваться в качестве вспомогательного источника питания для аккумуляторов.

«Гибридный тип судна «Москва 2.0» позволит увеличить возможности для эксплуатации в разных регионах и при различных метеорологических условиях», — прокомментировал гендиректор «ВодоходЪ Пассажирский порт» Юрий Куликов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что на данный момент зарядная инфраструктура для электросудов активно развивается только в Москве. Остальные города пока только начинают ее формирование. Так, в Москве в прошлом году на регулярные водные маршруты были запущены первые 10 электросудов. Водный транспорт строится по контракту между мэрией Москвы и ОАО «Пассажирский порт» (часть группы ООО «ВодоходЪ»), всего предусмотрено строительство 21 судна, 23 причала нового типа и шести зарядных станций.

В то же время в Петербурге в 2023 г. было установлено только две зарядные станции мощностью по 150 кВт каждая – на причалах «Мытинская набережная» и «Речной вокзал». В 2024 г. планируется поставить ЭЗС на «Южной дороге». При этом всего в городе насчитывается 19 региональных причалов.

Несмотря на сложную ситуацию с инфраструктурой, ситуация в ближайшие годы в стране может измениться за счет господдержки по развитию всех видов электротранспорта, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «В перспективе до 2030 г. ситуация может измениться в лучшую сторону как в Петербурге, так и в других российских регионах, где компания планирует эксплуатировать новые суда», – считает эксперт.

Однако сдерживающим фактором остается стоимость электросудов. В компании «Нева тревел» рассказали, что в 2018-2019 гг. изучали вопрос использования электрических судов в Петербурге, но на тот момент финансовая модель и неразвитость зарядной инфраструктуры не давали желаемых результатов. «Это связано в том числе с высокой стоимостью оборудования и последующего его обслуживания, а также необходимостью больших временных затрат на зарядку аккумуляторных батарей. Ситуация за эти годы не изменилась», — уточнили в пресс-службе судоходной компании.

Напомним, ранее в «Эмпериум» сообщали, что общая стоимость запуска проекта по строительству экскурсионно-прогулочных электросудов составляет около 300 млн руб. При этом «Нева тревел» оценивала стоимость строительства одного прогулочного катамарана «Соммерс» в 220 млн руб.

По словам Бурмистрова, разница в стоимости в перспективе может быть компенсирована более долгим жизненным циклом электросудна по сравнению с традиционным, работающим на ДВС. «С одной стороны, строительство электросудна может быть дороже. Но если мы говорим о периоде жизненного цикла, то здесь может достигаться экономия, как это происходит с электромобилями», — прокомментировал он.