«ВодоходЪ» в 2025 г. запустит новое судно в пилотный круиз по Белому морю

Но планам по расширению арктических маршрутов могут помешать дороговизна туров и недостаток инфраструктуры
Проект будущего судна «Николай Жарков» /«ВодоходЪ»

Компания «ВодоходЪ» в августе 2025 г. запустит пилотный круиз по маршруту «Поморское кольцо» через Архангельск, Соловецкий архипелаг и Кандалакшу на новом теплоходе «Николай Жарков». Это будет первый маршрут в рамках подписанного на ПМЭФ-2023 соглашения по запуску новых круизных направлений в акватории Белого моря, сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе «ВодоходЪ».

Первый круиз по маршруту «Поморское кольцо» пройдет на теплоходе «Николай Жарков» – головном судне проекта 00840 «Карелия». Серию из трех судов проекта по заказу «ВодоходЪ» сейчас строит завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (предприятие входит в «Объединенную судостроительную корпорацию»).

Закладка головного лайнера серии состоялась 28 апреля 2023 г., второго – 26 мая, а третьего – 22 июня того же года. Первое судно должно быть передано заказчику в 2025 г., второе и третье – в 2026 г. Четырехпалубные теплоходы вместимостью до 180 пассажиров будут эксплуатироваться в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском и Белом морях с возможностью судозахода на Соловецкие острова, а также в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России. В компании изданию не уточнили стоимость одного лайнера, сославшись на коммерческую тайну.

Напомним, что в 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме власти Мурманской и Архангельской областей заключили соглашение с круизными компаниями «ВодоходЪ», «Экспресс-Тур» и «РД-Трэвел» по развитию круизных маршрутов в акватории Белого моря. Как отмечал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, их запуск позволит Архангельской и Мурманской областям получить «заслуженное внимание путешественников».

Как рассказали в судоходной компании, на пилотный двухнедельный круиз по Белому морю уже выкуплена треть мест. С выходом в 2026 г. еще двух теплоходов проекта «Карелия» количество круизов по маршруту «Поморское кольцо» будет увеличено. «В ближайшее время мы планируем рабочие поездки в Архангельск и в Мурманскую область для оценки туристического потенциала и перспектив в части приема круизного туриста. Мы также готовы рассматривать и другие возможные стоянки в Арктической зоне для их дальнейшей интеграции в круизы», – добавили в компании.

Круизы в удаленные регионы «ВодоходЪ» проводит с 2020 г., включая туры по Енисею с посещением Арктической территории и пересечением Северного полярного круга, а также северный маршрут на Соловецкие острова. В 2023 г. компания перевезла по направлению на Соловецкие острова 1214 туристов. В 2024 г. план по пассажиропотоку составляет 1358 человек, на данный момент он выполнен на 93%.

Опрошенные изданием эксперты прогнозируют, что спрос на круизные путешествия будет расти, учитывая развитие внутреннего туризма и ограниченные возможности для выезда за границу на фоне геополитической ситуации. По итогам 2023 г. турпоток в Мурманскую область стал рекордным для региона, составив 670 000 человек, это на 24% больше, чем в 2022 г. Число туристов, посетивших Архангельскую область в прошлом году по сравнению с 2022 г. и вовсе выросло вдвое –до 800 000 человек.

Руководитель образовательной программы «Туризм» Президентской академии в Санкт–Петербурге Александр Яковлев полагает, что новый маршрут будет востребован у туристов, которые ищут аутентичные впечатления, поскольку Белое море и его окрестности, включая Соловецкий архипелаг, обладают уникальной природой. Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев также выразил мнение, что новый круизный маршрут найдет свою аудиторию, однако отметил, что этот спрос является ограниченным как в силу специфики самой поездки, так и ее стоимости. По данным «ВодоходЪ», стоимость круиза на одного человека сейчас составляет от 398 000 до 1,15 млн руб.

«Определенная аудитория может себе это позволить, есть также те, кто по принципиальным причинам не хочет выезжать за границу из-за внешнеполитической ситуации, и намерены путешествовать именно внутри России. Но, очевидно, что это не массовое предложение, и оно рассчитано в большей степени на возрастную обеспеченную аудиторию. Молодежь в своем большинстве предпочитает альтернативные варианты поездок, учитывая, что например, отдых в Турции обойдется значительно дешевле», – говорит Бурцев.

Директор турфирмы «Петербургский магазин путешествий» Анна Твердохлебова тоже отмечает, что круизы – это дорогие путешествия, но они в целом хорошо и заранее распродаются. «На ряд длительных двухнедельных круизов летом этого года мест уже нет. Сейчас даже проще найти свободное место на трехдневный круиз на Валаам», – говорит она.

С другой стороны, отсуствие спроса с высокой платежеспособностью в нужном объеме – не единственная сложность, которая может повлиять на планы по расширению круизных направлений. «Скорее, ключевые нюансы, с которыми могут столкнуться такие судоходные компании, – это недостаточная береговая инфраструктура для принятия круизных лайнеров», – говорит директор по развитию бизнеса судоходной компании «Бухта Петрокрепость» Ольга Санг. Яковлев добавляет, что возможные проблемы также связаны с пропускной способностью туристических музейных и культурных объектов, которые должны будут принимать больше гостей на фоне увеличения в турпотока в регион.

«Еще одна сложность касается транспортного обслуживания круизных туристов, то есть достаточного количества автобусов необходимого класса для перевозки туристов. Для организации экскурсий потребуется увеличить количество автобусов, которые, по моему мнению, в данном регионе – в дефиците», – резюмировал он.