Meteor lift разработал первую модель лифта без участия ушедшей из России Otis

Компания будет производить новые лифты на своем заводе в Петербурге и планирует довести уровень их локализации до 100%
На начальном этапе на предприятии в Петербурге планируется выпускать около 100 лифтов новой модели в месяц /freepik

Компания Meteor lift (ООО «Метеор лифт»), владеющая бывшим заводом Otis в Санкт-Петербурге, разработала первую модель лифта без участия Otis Worldwide Corporation. Как рассказали изданию «Ведомости Северо-Запад» в компании, установка первых единиц на объектах заказчиков запланирована на осень 2024 г.

«Модель завершила испытания. Мы ведем подготовку к ее серийному производству, которое начнется осенью», – уточнили в компании. Лифты новой модели не будут устанавливаться в старых зданиях в рамках плановой замены по программе капитального ремонта. Они предназначены для нового строительства и могут использоваться в жилых зданиях, объектах коммерческой недвижимости и госучреждениях. На начальном этапе (до конца текущего года) на предприятии в Петербурге планируется выпускать около 100 лифтов нового типа в месяц. Параллельно будут производиться и лифты предыдущих моделей. Общий годовой объем выпуска лифтов на предприятии в 2023 г. составил 10 000 единиц.

По сравнению с предыдущей моделью в кабине нового лифта уровень шума снижен в полтора раза, а вибрации — на 22%. Максимальная скорость увеличена с 1,6 до 1,75 м/c, максимальная высота подъема — с 90 до 100 метров, а максимальная этажность — с 30 до 35 этажей. Площадь шахт стандартной лифтовой пары новой модели на 18% меньше типовых, это позволит застройщику экономить порядка 100 кв. м площади на одном объекте, пояснили в компании.

Напомним, что предприятие, производящее лифты под брендом «Метеор» в Петербурге, входит в холдинг S8 Capital, который приобрел российский бизнес ушедшей группы Otis Worldwide Corporation в 2022 г. Во время ПМЭФ-2023 компания подписала соглашение о сотрудничестве с правительством города о модернизации предприятия в течение двух лет. Тогда сообщалось, что инвестиции компании составят не менее 500 млн руб., а производственные мощности вырастут до 15 000 лифтов в год.

Уйти от импортозависимости

Уровень локализации в новых лифтах, разработанных без участия зарубежных коллег, составляет 80%, что на 5% больше, чем в предыдущих моделях. В течение двух лет производитель планирует довести уровень локализации в новых лифтах до 100%. По словам генерального директора компании Игоря Майорова, повышение уровня локализации снизит зависимость от зарубежных поставщиков, колебаний курсов валют и уменьшит логистические издержки. Для этого компании нужно импортозаместить оставшиеся зарубежные компоненты — частотный преобразователь и лебедку.

«Лебедка и частотный преобразователь – важные компоненты, на которые приходится около 20-25% в стоимости лифтокомплекта. Лебедки для лифтов (электродвигатели, которые поднимают и опускают кабину. – «Ведомости») по типу передачи бывают редукторными и безредукторными», – отметил директор практики «Машиностроение и технологии» консалтинговой компании Strategy Partners Роман Тиняев.

Редукторные лебедки, в частности, производит АО «Метеор лифт Щербинка» – московское подразделение компании, которое выпускает до 14 000 единиц в год. Но в новой модели лебедка – безредукторная, пояснил Тиняев. «Компания уже анонсировала планы по освоению производства безредукторных лебедок. Ранее спросом пользовались итальянские безредукторные лебедки, например, бренда Montanari. В последние годы более востребованы китайские. Китай является одним из крупнейших мировых производителей безредукторных лебедок», – добавил эксперт.

Генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов пояснил, что безредукторная лебедка сейчас более перспективна. Российские производители этой продукции тоже есть, например, Сарапульский электрогенераторный завод. Однако Тиняев отметил, что существующих мощностей недостаточно для удовлетворения спроса.

Еще одной уязвимой позицией являются частотные преобразователи, которые выравнивают электронапряжение в сети и обеспечивают плавное движение кабины. По словам экспертов, они в основном импортируются из Китая или производятся из китайских компонентов.

Харламов отмечает, что это важный элемент с точки зрения эксплуатации лифта, напомнив, что для решения проблемы импортозамещения Meteor lift в прошлом году запустила НИОКР по запуску в производство отечественных частотных преобразователей, выиграв конкурс Минпромторга на получение субсидий. Проект рассчитан на три года. Его стоимость составляет 143 млн руб., 70% из которых будет покрыто за счет гранта Минпромторга. При этом Харламов полагает, что если компания наладит выпуск этих элементов, то они будут востребованы и у других отечественных производителей лифтов.

Конкуренция на рынке

Опрошенные изданием эксперты полагают, что повышение уровня локализации будет усиливать конкурентоспособность новых лифтов, поскольку независимость от иностранных поставщиков позволит избежать скачков цен на конечную продукцию.

В компании изданию не назвали стоимость нового лифта, добавив, что она зависит от разных параметров (число этажей, отделка и типоразмер кабины и т. д.). Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Дмитриев отметил, что стоимость данной продукции за одну единицу составляет от 3 млн руб. К числу конкурентов можно отнести такие предприятия, как Щербинский лифтовый завод, Карачаровский механический завод и ряд зарубежных предприятий, включая производителей из Белоруссии. По словам генерального директора СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, на рынке есть предложения и с более низкой стоимостью, например, цена белорусского лифта составляет порядка 2 млн руб.

«Но нужно отметить, что Meteor lift в основном ориентировался на производство лифтов для жилых объектов в сегменте «комфорт» и «бизнес». Кроме того, лифтовое оборудование составляет не самую значительную сумму в структуре затрат на строительство», – отметил он. Дмитриев выразил мнение, что продукция компании будет востребована и для коммерческой недвижимости, например, торгово-развлекательных центров и бизнес-центров класса «А».