В метро Петербурга введут оплату по биометрии

Эксперты сомневаются, что такой вид платежей может стать массовым
В 2023 г. на общественном транспорте Петербурга было совершено 1,6 млрд поездок, из них 1,2 млрд поездок – в метро /https://t.me/mosmetroru

ВТБ в этом году запустит пилотный проект по оплате проезда с помощью биометрии (по распознаванию лица) в метрополитене Санкт-Петербурга. Соответствующее соглашение 7 июня на Петербургском международном экономическом форуме подписали губернатор города Александр Беглов и председатель правления банка ВТБ Андрей Костин.

Оплату по биометрии на начальном этапе внедрят на нескольких станциях, включая «Гостиный двор». После этого ГУП «Петербургский метрополитен» примет решение о тиражировании технологии на другие станции метро Петербурга. В ВТБ пояснили, что система будет работать при помощи платежных решений на платформе «Транспортный процессинг», которая является собственной разработкой банка.

В 2023 г. на общественном транспорте Петербурга было совершено 1,6 млрд поездок, из них 1,2 млрд поездок – в метро. Для Петербурга оплата по биометрии является новым опытом, ранее такой способ оплаты в городском общественном транспорте не внедрялся. Для того чтобы настроить оплату проезда по биометрии, пассажиру нужно зарегистрировать биометрические данные в Единой биометрической системе в аккредитованных банках или МФЦ, привязав банковскую карту, с которой будут списываться средства.

Единая биометрическая система создана в 2018 г. для хранения, обработки и использования биометрических персональных данных при оказании дистанционных услуг. С 2021 г. она стала государственной информационной системой. Как пояснил изданию заведующий кафедрой бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге Владимир Наумов, 2022 г. в России был принят Федеральный закон «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных». В нем говорится о том, что единая биометрическая система должна содержать биометрические персональные данные в виде уникальных векторов-дескрипторов человека.

«Это позволяет распознавать пассажира, покупателя, посетителя банка путем сопоставления их изображения с данными векторами», – уточнил Наумов. Привязка к такому «цифровому ключу» банковской карты с 2021 г. работает на станциях московского метрополитена. Однако, по данным за 2022 г., доля пассажиров московского метро, воспользовавшихся этим способом оплаты, составила всего 1,5%. Тем не менее другие регионы готовы перенимать опыт столицы. В 2024 г. предполагается использование биотехнологий при оплате проезда не только в Петербурге, но и в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре, отметил Наумов.

В ВТБ не назвали сумму инвестиций в пилотный проект по внедрению биометрии в систему оплаты проезда. Но по оценкам Наумова, в случае внедрения системы на все станции петербургского метрополитена потребуется порядка 3 млрд руб.

При этом опрошенные изданием эксперты полагают, что внедрение системы не связано с техническими рисками сбоев. «Сама технология оплаты биометрией (по лицу) давно отработана до высокой степени надежности, сопоставимой с оплатой другими электронными способами. С учетом простоты всей процедуры, существующей стандартизации выполняемых операций и применяемого оборудования риски именно технологических сбоев или информационной безопасности ничтожно малы», – говорит ИТ-архитектор практики «Технологическая трансформация» компании «Рексофт Консалтинг» Григорий Гашников.

Надежность обусловлена множеством факторов защиты и проверки, к тому же сама сумма списания при транзакции прохода в метро лимитирована небольшим платежом, добавил он.

Впрочем, транспортный аналитик Владислав Булгаков полагает, что система может быть востребована не на всех станциях метро. «Проездные карточки реагируют за долю секунды, если система, о которой идет речь, будет реагировать медленнее, то такая практика не подойдет для станций метро с большим пассажиропотоком, например, «Комендантский проспект». С другой стороны, по опыту Москвы видно, что доля пассажиров, которая готова оплачивать проезд таким способом, пока невелика. И зачастую это сами сотрудники метрополитена», – добавил он.