Петербургские трамваи оснастят «умной» системой навигации

До конца года ей оборудуют около 200 единиц техники
Внедрение новой навигационной системы связано с тем, что обычная система GPS в городе работает неэффективно /https://t.me/a_beglov

Компания Cognitive Pilot до конца этого года оснастит все «умные» трамваи Санкт-Петербурга специальной навигационной системой. Речь идет об оснащении трамваев, на которых уже установлена технология помощи водителю на основе искусственного интеллекта, системой позиционирования собственной разработки. До конца года ей оснастят около 200 трамваев, сообщили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе компании.

«Система предназначена для позиционирования трамвайного вагона на улицах города посредством машинного зрения. Данная система будет уточнять местонахождение подвижного состава по спецчастям трамвайных путей. Она будет проходить тестирование и внедрение на подвижном составе СПб ГЭТ», — прокомментировали изданию в техотделе петербургского «Горэлектротранса».

Как уточняют разработчики, внедрение новой навигационной системы связано с тем, что сейчас обычная система GPS в условиях плотной застройки, мостов, тоннелей и оборонных предприятий работает неэффективно. В то время как новая технология не требует дополнительной инфраструктуры, в частности, WiFi-маяков, RFID-меток и т. д.

«Знание координат трамвая в каждый момент времени – важнейший инструмент обеспечения безопасности движения. Мы умеем вычислять их с точностью до 1 – 2 см, хотя в большинстве случаев достаточно иметь точность до полуметра», – говорит ведущий разработчик Cognitive Pilot Геннадий Савицкий.

По словам генерального директора компании Ольги Усковой, разработанная технология позволяет повысить безопасность движения до 20-25%. «Аналогов ей в мире мы пока не обнаружили. Рынок таких решений еще не сформирован, но аналитики считают, что его объем уже в ближайшие 5–7 лет может составить около $1-1,5 млрд», — отмечает она.

В ГЭТ уточнили, что внедрение навигационной системы не скажется на общей стоимости трамваев. Напомним, ранее директор предприятия Денис Минкин говорил, что система автопилотирования занимает всего 2-3% в структуре стоимости трамвая, которая в среднем составляет порядка 170 млн руб.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что внедрение новой навигационной системы продолжит работу по повышению безопасности движения трамваев в городе. Однако конечный результат развития «умного» транспорта быстро увидеть не получится – для этого нужно полностью обновить весь электрический подвижной состав. По данным городского комитета по транспорту, на конец 2023 г. в Петербурге работало более 1600 трамваев и троллейбусов. Несмотря на развитие «умных» трамваев, в городе до 2028 г. продолжат эксплуатировать старую технику, которая не оснащена такими датчиками.

«Системы пассивной безопасности вполне можно ставить и на старые трамваи. Но с ними больше вопросов по части чисто механической: возраст и качество обслуживания делают свое дело», — говорит транспортный инженер Иван Вергазов.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков напомнил, что внедряемые системы в «умный» трамвай повышают его безопасность, что позволяет избежать серьезных аварий. Но управлять техникой все равно продолжает человек, который не застрахован от ошибок.

«Новые вспомогательные системы помогут снизить число мелких ошибок водителя за счет обеспечения непрерывного контроля. Но здесь важно, чтобы само предприятие имело честный подробный анализ мелких происшествий, которые составляют большинство нештатных ситуаций. Тогда можно будет видеть, в каких аспектах новые системы эффективны, а в каких – нет», – отмечает он.