«Пассажиравтотранс» планирует протестировать в Петербурге прототипы водоробусов

Однако массовое применение этого вида транспорта сталкивается с высокой стоимостью водорода и отсутствием заправок
Российскими производителями уже представлены два прототипа водоробусов, среди них «КамАЗ-6290» /kamaz.ru

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» планирует протестировать в Санкт-Петербурге автобусы на водородном топливе. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщил генеральный директор предприятия Андрей Лызин, однако он не уточнил конкретные сроки запуска тестирования, отметив только, что они зависят от готовности подвижного состава и заправочной инфраструктуры. Пока этот вид транспорта в городе не эксплуатируется.

«На сегодняшний день российскими производителями уже представлены два прототипа водоробусов, которые пока проходят внутризаводские испытания», – пояснил он. Речь идет о прототипе водоробуса «КамАЗ-6290» компании «КамАЗ», который ранее планировалось тестировать в Москве, а также прототипе электробуса на водородных топливных элементах «Группы ГАЗ». Оба прототипа были представлены на выставке Comtrans в 2021 г. Кроме того, в 2025 г. планируется презентация водоробуса марки Volgabus. Лызин отметил, что предприятие готово протестировать эти прототипы, когда они пройдут внутризаводские испытания.

Пока тестировать водоробусы планируется без пассажиров. Нормативная база для применения данного вида транспорта в условиях постоянной маршрутной эксплуатации не сформирована. По его словам, предприятие заинтересовано в использовании водоробусов как инновационном и экологичном виде транспорта, но в дальнейшем решение будет приниматься городом «с учетом экологических и ценовых показателей».

В 2020 г. «Пассажиравтотранс» и ФГУП «Крыловский центр» заключили соглашение о подготовке к испытаниям в Петербурге автобуса на водородном топливе. «Крыловский центр» имеет опыт эксплуатации транспортных и стационарных энергоустановок, а также обращения с системами заправки и хранения водорода. В «Пассажиравтотрансе» уточнили, что в рамках соглашения прорабатывается возможность использования подвижного состава на водородных элементах в транспортной системе Петербурга. Также предприятие прорабатывает вопрос создания заправочной инфраструктуры с госкорпорацией «Росатом» с целью формирования в городе системы заправки и хранения водорода.

Водоробус представляет собой электробус, оснащенный водородными топливными элементами и позволяющий обеспечить увеличенный запас хода с меньшим количеством аккумуляторов. Основными сложностями для использования этого вида транспорта, по словам экспертов, являются фактическое отсутствие на сегодняшний день заправочной инфраструктуры для водоробусов и высокая стоимость водородного топлива.

«По сравнению с традиционным пассажирским транспортом водоробус – это абсолютная экологическая чистота, минусы состоят в том, что пока такие автобусы – дороже», ­­– говорит директор Центра арктических исследований и проектов Президентской академии РАНХиГС, эксперт по экологической безопасности Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Сергей Кренц. Он пояснил, что в России этот вид транспорта не получил опыта эксплуатации.

«Если посмотреть на европейский рынок, где постепенно увеличивается парк водоробусов на топливных элементах, то операционные затраты в пересчете на 1 км –  в два раза превосходят затраты на электробусы. Данные технологии апробируются в различных сегментах – легковые авто, автобусы, железнодорожный, морской транспорт. Но речь о массовом применении пока не идет в силу дороговизны технологии», ­ – отметил руководитель проектов практики «Машиностроение и технологии» консалтинговой компании Strategy Partners Дмитрий Распопов.

По словам Кренца, проблемой является также хранение и перевозка водорода, что требует специальных условий из-за летучести. «Изучаются различные технологии, такие как сжатый водород, жидкий водород и твердотельные хранилища. Сжатый водород требует высокого давления и специальных баллонов», – пояснил он.

С учетом всех факторов применение водоробусов возможно только в отдаленной перспективе, полагает эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев. «Пока в полной мере остается неясной сама экономика процесса. Также пока непонятны требования к этому виду транспорта, поскольку соответствующая нормативная база еще не сформирована», – добавил он. Распопов выразил мнение, что масштабирование водородных технологий начнется не ранее 2035 г. До этого времени основные усилия бизнеса и науки будут направлены на снижение стоимости технологии и подготовку инфраструктуры.