Строительство нового глубоководного порта в Архангельске оценили в 300 млрд руб.
Власти рассчитывают к 2031 г. запустить мощности по перевалке 25 млн т грузовОбъем инвестиций, который потребуется для создания нового глубоководного района и порта Архангельск, оценивается в 300 млрд руб. Об этом деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» в кулуарах II форума «Арктика – Регионы» сообщил представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Дмитрий Юрков.
Напомним, в прошлом году Правительство РФ утвердило комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 г., который предусматривает создание глубоководного морского района в Двинском заливе Белого моря и строительство нового терминала в морском порту Архангельск к 2040 г. мощностью 25 млн т. Ввод в эксплуатацию новых объектов ожидается в 2031 г. На ПМЭФ-2024 власти подписали соглашение по развитию проекта с компанией «Евросиб». Также в разработке проекта участвует Госкорпорация «Росатом».
Как уточнил заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Евросиб-ТЛБ» Дмитрий Равикович, объем перегрузки в 25 млн т запланирован в рамках первого этапа нового порта. В дальнейшем мощности можно будет расширить до 55 млн т. Основными грузами, которые планируется переваливать в порту, будут нефтепродукты, продукция ЛПК, минеральные удобрения, черные металлы, нефтяной кокс и контейнерные грузы.
Локализация нового портового района будет сосредоточена севернее острова Мудьюг в Двинском заливе. В рамках разрабатываемого проекта на территории 256,8 га планируется предусмотреть шесть терминалов с причалами глубиной от 12 до 17,2 м. Складские мощности составят 348 000 кв. и 11 800 TEU.
Сейчас стороны соглашения прорабатывают декларацию о намерениях. В ноябре 2024 г. ее планируется представить в Росморречфлот. В 2025 г. будут подготовлены предложения по включению инвестпроекта в документы стратегического планирования РФ, начнется подготовка предпроекта и проектно-изыскательские работы. Старт строительно-монтажных работ запланирован на 2026 г., а ввод в промышленную эксплуатацию – в 2031 г.
«Обозначая свою роль как координатора, мы предполагаем коммерческую составляющую, будем инвестировать в это направление, в проектную документацию, подготовку этого проекта для вынесения на согласование и дальнейшее движение. В последующем мы предполагаем, что мы сможем выступить и в роли концессионера в этом проекте, и в роли частного инвестора с точки зрения участия в строительстве терминалов», — рассказал Равикович.
Как ранее отмечал глава Архангельской области Александр Цыбульский, власти региона в целом уже понимают, кто может стать инвесторами строительства, но не раскрывают названия конкретных компаний. Юрков пояснил, что пул инвесторов будет формироваться исходя из отраслевой направленности: у каждого терминала может быть свой инвестор.
«Мы в начале пути, но уже есть интересанты, чтобы стать инвесторами в своей отраслевой продукции. Например, терминал генеральных грузов. Есть интерес к терминалу зерновых грузов, углю и т. д.», — пояснил чиновник.
При этом власти уверены, что необходимая грузовая база для перевалки в порту к 2030 г. будет сформирована. Так, Юрков оценил дополнительную грузовую базу в экспорте контейнеров в 8,9 млн т в год (потенциальные грузоотправители – группа «ИЛИМ», АЦБК, ГК «Сегежа», «Кроношпан» и др.), нефтепродуктов – 1 млн т («Роснефть и «Нафтан»), удобрений – 4,4 млн т («Уралкалий», «Куйбышев Азот»), черных металлов – 4,7 млн т (НЛМК, «Северсталь»).
«Понятно, что это проект огромный, масштабный, комплексный. И для его реализации необходимы усилия многих участников: и федеральных органов власти, и поддержка региональной администрации. И необходимо, чтобы между всеми участниками была четкая координация», — заключил Равикович.