Строительство I этапа трамвайной линии «Славянка» завершили на 40%
С учетом проделанной работы эксперты больше не ждут переноса сроков открытия новой частной трамвайной линииООО «Балтнедвижсервис» (структура «Газпромбанка» и строительной компании АБЗ-1) завершило строительство I этапа частной трамвайной линии «Славянка» от станции метро «Купчино» до поселка Шушары примерно на 40%. Как пояснили изданию «Ведомости Северо-Запад», готовность проекта оценивается на основе возведения ключевых капитальных сооружений: двух путепроводов, моста, конечного остановочного пункта «Балканский» и комплекса депо.
В компании уточнили, что строительные работы идут в соответствии с условиями концессионных соглашений и их планируется завершить по графику – в IV квартале 2025 г. Напомним, что изначально I этап трамвайной линии планировалось построить в 2024 г., еще три года компании давалось на полный ввод в эксплуатацию «Славянки» в рамках II этапа. Но в прошлом году «Балтнедвижсервис» сдвинул сроки завершения проекта на IV квартал 2025 г. Причины переноса сроков в компании не раскрывали. Но, как ранее писали «Ведомости», строительство должно было начаться значительно раньше. Конкурс был объявлен еще в августе 2017 г., а победитель выбран в мае 2018 г. Но переговоры были приостановлены из-за выборов губернатора, рассказывали два участника подготовки проекта.
Инфраструктурный проект частной трамвайной линии по маршруту «Купчино–Шушары–микрорайон Славянка» общей протяженностью в 21 км реализуется в рамках концессионного соглашения, которое было подписано в 2019 г. между правительством Санкт-Петербурга и ООО «Балтнедвижсервис» сроком на 30 лет. Согласно проекту строительство I участка ведется от станции метро «Купчино» до трамвайного депо в поселке Шушары. Вторая часть линии будет проложена от поселка Шушары до микрорайона «Славянка» через год после завершения I участка, то есть в 2026 г.
Чем занимается «Балтнедвижсервис»
ООО «Балтнедвижсервис» было зарегистрировано в 2016 г. с уставным капиталом 10 000 руб. Его создали с участием ГК «АБЗ-1» и «Газпромбанка» специально для участия в государственно-частном партнерстве в реализации проекта трамвайной линии «Славянка.
По данным «Контур. Фокус», чистая прибыль компании в 2021 г. составила 555 млн руб., в 2022 г. – 189 млн руб., а в 2023 г. – 446 млн руб.
В ноябре 2023 г. было получено разрешение на строительство II этапа проекта – завершающей части «Славянки». Как уточнили в пресс-службе компании, работы по II участку уже ведутся. На данный момент выполнено строительство разгонно-скоростных полос, сделаны съезды с Витебского проспекта, выполнено строительство временных дорог и площадок для устройства свайного основания опор для путепроводов через Витебский проспект, через железнодорожные пути Витебского направления Октябрьской железной дороги, а также моста через р. Кузьминка и завершено строительство временного моста через р. Славянка.
Вместе с тем стоимость реализации всего проекта трамвайной линии на данный момент не изменилась. В пресс-службе «Балтнедвижсервис» уточнили, что объем инвестиций сохраняется на уровне 50 млрд руб. с учетом закупки подвижного состава. Из общей суммы 20 млрд руб. – затраты бюджета, оставшаяся часть – собственные средства концессионера и банковское финансирование, включая облигационный займ «Дом.РФ» в размере 17,3 млрд руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что с учетом проделанной работы сроки реализации всей трамвайной линии уже не будут переносить «вправо», как это произошло в прошлом году. Транспортный аналитик Владислав Булгаков допустил, что строительство «Славянки» могут даже ускорить после завершения реализации ключевых объектов. «Учитывая проделанный этап работы, можно допустить, что работы завершат раньше срока», – прокомментировал он.
При этом Булгаков добавил, что на завершение II этапа у компании остается чуть больше двух лет, а объем предстоящих работ – большой. «Но надо понимать, что работы идут параллельно, и после завершения I этапа высвободившиеся силы направят на этот участок трамвайной линии», – рассказал эксперт.
В то же время остается риск удорожания проекта. Эксперты отмечают, что конечная стоимость может увеличиться как минимум на уровень инфляции. Однако итоговую сумму могут озвучить уже после завершения всех работ.
Транспортный инженер Иван Вергазов уточняет, что реализация II этапа трамвайной линии обеспечит постоянную связь с отдаленным и разрастающимся микрорайоном. «А жителям Пушкина улучшат транспортную доступность, учитывая имеющийся днем перерыв в расписании электричек», – прокомментировал он.
В то же время эксперт добавил, что ждать каких-то принципиальных изменений в транспортном сообщении города после запуска первого этапа проекта не стоит. «На этом этапе у жителей Шушар появится возможность напрямую добираться до станции метро «Купчино». Но это всего лишь функция подвоза, которая улучшит доступ к станции метро. В идеале проект могли бы продлить вглубь города или присоединить к другим трамвайным линиям на юге города, чтобы распределить пассажиропоток», – пояснил он.