Смольный в 2025 г. запустит две зарядные станции для электросудов

Также в следующем году начнется проектирование новой станции у Финляндского вокзала
В 2025 г. «Водоходъ. Пассажирский порт» планирует запустить в Петербурге первое судно на электротяге «Москва 2.0» /Рендер «Водоходъ. Пассажирский порт»

Власти Санкт-Петербурга в 2025 г. планируют запустить две зарядные станции для электрических судов – на «Речном вокзале» и городском причале «Южная дорога», а также начать проектирование еще одной – на городском причале «Арсенальная набережная» у Финляндского вокзала. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказала директор СПбГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская. Учреждение подведомственно городскому комитету по транспорту.

На настоящий момент в городе введена только одна зарядная станция для электросудов – на причале «Мытнинская набережная» у Петропавловской крепости мощностью 150 кВт. Такой же мощностью будут обладать станции на «Речном вокзале» и причале «Южная дорога».

Как уточнила изданию Бахмутская, на «Речном вокзале» уже завершены монтажно-строительные работы по возведению станции. Ее рассчитывают запустить в мае следующего года. Также выполнено техническое присоединение для строительства зарядной станции на причале «Южная дорога», в следующем году на объекте начнутся строительно-монтажные работы. Ввести ее планируется в сентябре 2025 г.

Вместе с тем в следующем году власти начнут проектирование зарядной  станции мощностью 450 кВт на городском причале «Арсенальная набережная» у Финляндского вокзала. «Мы уже получили технические условия и согласовали эту возможность с КГИОП. Надеемся, в этом году оплатить техническое присоединение, а в следующем году начнем проектирование», – отметила Бахмутская. Объем затрат на техническое присоединение объекта составит порядка 33 млн руб. Общая сумма инвестиций в строительство зарядной станции будет зависеть от расстояния между точкой подключения и самим причалом.

Она пояснила, что городские власти заинтересованы в том, чтобы судоходные компании использовали экологичные виды топлива. «Мы делаем зарядные станции чуть раньше, чем компании-судовладельцы приобретают электросуда», – добавила она. 

В Петербурге суда на электрической тяге пока не эксплуатируются, в том числе по причине отсутствия действующей зарядной инфраструктуры, за исключением одной станции у Петропавловской крепости. Однако в 2025 г. АО «Водоходъ. Пассажирский порт» планирует запустить в Петербурге первое экскурсионно-прогулочное судно на электротяге «Москва 2.0». Строительство судна идет на заводе Emperium (входит в группу Sitronics) в Ленинградской области. В пресс-службе компании изданию уточнили, что всего для Северной столицы планируется построить восемь таких судов.

Напомним, что еще в 2022 г. АО «Водоходъ. Пассажирский порт» планировало запустить в городе и другой проект – пять электрических катамаранов Ecocruiser по маршруту Петербург–Петергоф. Для запуска судов в Петербурге необходимо было установить зарядные станции на причалах ГМЗ «Петергоф» и «Дворцовая набережная», являющихся объектами культурного наследия. Но компания не смогла согласовать проект их установки с КГИОП. Проектные решения, в том числе по прокладке сетей, не отвечали требованиям сохранения объектов культурного наследия федерального значения. В итоге построенные суда поставили на маршруты в другие регионы (Нижний Новгород, Красноярск, Пермь).

Что касается электросудов «Москва 2.0», то компания в перспективе готова использовать для их эксплуатации зарядную станцию на Арсенальной набережной. «Это хорошая локация, она относится к центральной части акватории. Но зарядка должна быть сопряжена с посадкой и высадкой пассажиров, если она происходит днем, чтобы не терять время на простой судна. Кроме того, нужно понимать, будет ли у электросудов приоритетное право подхода, поскольку для них необходимы те объекты, которые оборудованы зарядкой», – пояснили в пресс-службе. В компании добавили, что еще один аспект касается льготных условий причаливания для электросудов. Так, если судну на дизельном топливе (ДВС) достаточно причалить на 15 минут, чтобы осуществить посадку и высадку пассажиров, то электросудам нужно время на зарядку. Соответственно, стоимость затрат на причаливание возрастает.

Генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов выразил мнение, что если в городе появятся суда на электродвижении, то будет востребована и уже действующая станция на Мытнинская набережной, поскольку она расположена в самом центре города.

«Но надо понимать, что у этого причала единовременно сможет стоять не более двух судов. Это изначально говорит о частном случае, а не о возможности массового внедрения судов на электродвижении. Что касается «Речного вокзала», то он находится далеко от центра города, и для классических туристических пассажирских судов данная локация не интересна. Причал «Южная дорога» для коммерческих пассажирских судов также находится на значительном удалении. Но, возможно, если в городе появятся электрические яхты, то близость к яхт-клубам будет актуальной», – добавил он.

При этом участники рынка отмечают, что пока судоходные компании не готовы массово запускать флот на электрической тяге. «Городские власти работают на опережение, запуская зарядные станции для водного транспорта. Но на сегодняшний момент единиц флота на электротяге нет почти ни у одной судоходной компании, работающей в Петербурге. Активное развитие этого направления судостроения –  тоже под вопросом для частных судоходных компаний, поскольку суда с ДВС – надежные и хорошо подходят петербургскому климату», – говорит директор по развитию бизнеса судоходной компании «Бухта Петрокрепость» Ольга Санг.

В «Водоходъ. Пассажирский порт» отметили, что переход на  электросуда требует поддержки. «Мы с 2020 г. в диалоге с городом, и видим, что власти Петербурга стали предлагать актуальные решения. Но строительство такого судна требует больших инвестиций, и здесь каждый принимает решение исходя из собственной экономики», – добавили в компании.