«Газпром» до 2030 г. построит на Северо-Западе шесть малых заводов по сжижению газа
Общая мощность предприятий, рассчитанных на внутренний рынок, составит 28,5 т в часКомпания «Газпром СПГ Технологии» планирует до 2030 г. построить шесть малотоннажных комплексов по сжижению природного газа (КСПГ) в пяти регионах Северо-Западного федерального округа: два в Ленинградской области и по одному в Санкт-Петербурге, Архангельской и Новгородской областях, а также в Республике Коми. Об этом корреспонденту «Ведомости Северо-Запад» на международном форуме-выставке «СПГ: экономика, технологии, решения» рассказал заместитель генерального директора компании Ильдар Аминов.
По его словам, ближайший в СЗФО запуск КСПГ «Сланцы» ожидается в следующем году в Ленобласти, его мощность составит 1,5 т в час. Другой проект в Ленобласти – КСПГ «Копорье» мощностью 7 т в час – начнет работать в 2027 г., а КСПГ «Санкт-Петербург» мощностью 3 т в час – в 2028 г. Параметры других предприятий и точные сроки запуска пока не озвучиваются, но общая мощность всех шести КСПГ составит 28,5 т в час, отметил Аминов.
При этом программа развития таких предприятий до 2030 г. подразумевает строительство на территории всей России 66 объектов. Это позволит «Газпрому» ежегодно производить 2 млн т СПГ.
Аминов объяснил, что строительство сети малотоннажных КСПГ рассчитано на потребление внутри регионов, где они будут находиться. Так, проекты в Петербурге и Ленобласти будут рассчитаны как на поставки сжиженного газа на сеть АЗС компании, так и для пассажирских автобусов на СПГ, которые оба региона продолжают закупать в рамках транспортной реформы. Он рассказал, что с властями Республики Коми ведутся переговоры по реализации «взаимообязывающей» дорожной карты: регион будет покупать автобусы на СПГ в рамках обновления подвижного состава, а «Газпром» обязуется построить заправочную сеть и КСПГ.
«Мы предложили властям Коми уже в 2025 г. с помощью федеральных проектов начать закупку автобусов на СПГ. В свою очередь, уже в этом году готовы разместить заправочную инфраструктуру и привозить туда СПГ с действующих заводов, параллельно занимаясь строительством КСПГ в Коми – в Сосногорске», — прокомментировал Аминов.
Он уточнил, что развитие СПГ-проектов, включая строительство АЗС на газомоторном топливе и малых КСПГ, может продолжиться и в других регионах СЗФО, особенно там, где проводится обновление пассажирского автобусного парка. Например, компания ведет переговоры с властями Республики Карелия. «В Карелии пока все в начальной точке, пока они еще только планируют проведение транспортной реформы», — прокомментировал собеседник издания.
Общий объем инвестиций в строительство шести малотоннажных КСПГ и развитие заправочных станций на Северо-Западе до 2030 г. Аминов не раскрыл, сославшись на «коммерческую тайну». Напомним, что в 2022 г. власти Ленинградской области заключили контракт с «Газпром СПГ Технологии» на строительство комплекса по сжижению газа в Копорье. Тогда предполагаемый объем инвестиций в проект оценивался в 1,2 млрд руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что стоимость новых проектов по мере их реализации будет увеличиваться, но насколько – затруднились ответить. Независимый эксперт по управленческому консультированию и развитию бизнеса Сергей Мельник отмечает, что расходы компании вырастут как минимум на уровень инфляции. «Кроме того, в процессе строительства заводов могут измениться поставщики оборудования и усложниться логистика импорта комплектующих», — рассказал он.
Президент и председатель правления Национальной ассоциации СПГ Павел Сарафанников добавил, что в России пока «слабая производственная база» оборудования для СПГ, поэтому компании, которые реализуют подобные проекты, вынуждены закупать его в Китае.
Несмотря на это, эксперты сошлись во мнении, что серьезных рисков для запуска малотоннажных заводов по сжижению газа нет, так как «Газпром» последовательно развивает свои проекты и для них уже есть типовые решения. Сарафанников уверен, что потенциал использования СПГ на рынке СЗФО остается «колоссальным».
«Малотоннажные производства будут ориентированы на внутренний рынок: газомоторное топливо и когенерацию – выработку тепловой и электрической энергии. Например, в регионах СЗФО переводят автобусы на СПГ, есть потенциал использования пассажирских судов на СПГ в Петербурге, по основным магистралям активнее используют тягачи на СПГ, поэтому потенциал сбыта велик», — резюмировал эксперт.