Петербургский разработчик импортозаместит цифровую платформу для судостроения
После введения санкций отечественные судостроители остались без лицензионного ПОПетербургский разработчик инженерного программного обеспечения (ПО) «Аскон» в 2026 г. планирует выпустить первую версию комплексной информационной системы «Цифровая платформа судостроения». Она позволит импортозаместить зарубежные CAD-системы по трехмерному проектированию судов. Об этом корреспонденту издания «Ведомости Северо-Запад» в рамках VII Международного рыбопромышленного форума рассказал директор департамента развития отраслевых решений для судостроения «Аскон» Александр Петров.
«Платформа базируется на едином математическом ядре C3D, единственном коммерческом ядре в странах БРИКС, и позволяет сотрудникам конструкторского бюро проектировать суда, управлять инженерными данными, проводить необходимые расчеты, вносить изменения в нормативную базу, чтобы потом конструкторы использовали уже готовые решения», — прокомментировал Петров.
Как заявил собеседник издания, альтернатив таких программ в России пока нет. До санкций ведущие судостроительные компании и конструкторские бюро использовали зарубежные продукты компаний Cadmatic (разработчик и поставщик программного обеспечения на основе 3D, BIM и Digital Twin технологий для судостроения), Aveva (британский разработчик комплексных ИТ-решений для проектирования, инжиниринга и управления проектами в нефтегазовой, энергетической, химической и судостроительной промышленности) и др. Однако зарубежные разработчики, несмотря на оплаченные лицензии, не продлили их использование, и российские КБ оказались в ситуации, когда ПО не работает. Возникла острая необходимость в программном обеспечении для заводов, КБ и учебных заведений, чтобы заниматься проектированием судов и кораблей», — объяснил он. В марте 2024 г. российские компании также потеряли лицензированный доступ к продуктам американского разработчика Autodesk, среди которых были AutoCAD, Autodesk 3ds Max и др. По данным РБК, этот софт использовали в строительстве, проектировании и промышленном дизайне.
По словам Петрова, новая российская платформа позволит конструкторским бюро получать готовые проекты прототипов судов и на их базе разрабатывать свои варианты. Таким образом, они смогут повысить производительность и сэкономить на объемах проектирования. На данный момент разработка цифровой платформы продолжается: пока готова только часть ее блоков. Но как пояснил собеседник издания, этого достаточно, чтобы испытывать разрабатываемый софт. Например, сейчас им уже пользуются студенты университетов и ряд конструкторских бюро. Петров рассказал, что потенциальным покупателям предлагается бесплатно опробовать компоненты «Цифровой платформы судостроения», а после выхода первой версии софт будут продавать или предоставлять лицензии в аренду. Стоимость продукта он не раскрыл.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты подтвердили, что после закрытия доступа к иностранным CAD-системам российские судостроители остались без большого количества необходимого софта. Первый заместитель генерального директора АО «Армалит» Евгений Коптяев рассказал, что компания «Аскон» уже предоставляет часть софт-продуктов в рамках свой экосистемы, например, «Компас-3D».
«Если новая разработка CAD-системы будет рассчитана именно для проектантов, которые разрабатывают и комплектуют головные изделия, то они станут безоговорочными лидерами в комплексных поставках ПО [для судостроения]», — прокомментировал он, добавив, что сейчас разработка каждого изделия ведется за счет целого семейства продуктов, но комплексное и бесшовное решение облегчит внедрение и использование инженерного ПО.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что большинство российских судостроительных компаний попало под санкции, поэтому получить лицензированное и безопасное ПО можно только за счет отечественных разработчиков. «Но сложно прогнозировать до 2026 г., так как проблема создания российских программ стоит остро. Возможно, за несколько лет такие системы представят и другие разработчики», — резюмировал он.