«Невский экологический оператор» к 2028 г. хочет наладить полноценный сбыт RDF-топлива

КПО «Волхонка» и КПО «Островский» к этому сроку будут способны производить до 240 000 т RDF в год
«Волхонка» и «Островский» могут перерабатывать в RDF по 120 000 т в год каждый /НЭО

Невский экологический оператор (НЭО) к 2028 г. рассчитывает наладить полноценный сбыт RDF-топлива, которое будет производиться из мусора на КПО «Волхонка» в Санкт-Петербурге и КПО «Островский» в Выборгском районе Ленинградской области. В общей сложности два завода смогут выпускать до 240 000 т альтернативного топлива в год. Как рассказала изданию «Ведомости Северо-Запад» генеральный директор НЭО Екатерина Горшкова, в компании рассчитывают, что к 2028 г. весь этот объем будет полностью поставляться конечным потребителям.

Напомним, что НЭО уже производит и поставляет потребителям пробные партии RDF объемом 20-40 т. Но подписанных долгосрочных контрактов у оператора пока нет. Сейчас RDF выпускают на КПО «Волхонка» мощностью 600 000 т в год, который вводился двумя очередями и вышел на полную мощность в июле этого года. Инвестиции в его строительство составили 8,7 млрд руб. Сроки запуска КПО «Островский» аналогичной мощности намечены на начало 2026 г., рассказала Горшкова. Инвестиции в это проект составят порядка 14 млрд руб.

В общей структуре ТКО, которые поступают на переработку, 15% приходится на вторичные материальные ресурсы, 40% на органику, которая перерабатывается методом компостирования. Еще около 25% – это неутилизируемые фракции (хвосты), которые подлежат захоронению. Для выработки RDF-топлива можно использовать около 20%. Таким образом, «Волхонка» и «Островский» могут перерабатывать в RDF по 120 000 т в год каждый.

К 2028 г. НЭО рассчитывает наладить реализацию на российском рынке всего объема RDF, который будет производиться на двух комплексах. «По нашим задачам – к 2028 г., но мы планируем, что это возможно и раньше, это в наших интересах», – добавила Горшкова.

Потенциальные потребители RDF-топлива

Основным потенциальным потребителем RDF-топлива являются цементные заводы. «Самый перспективный сегмент с точки зрения поставок RDF-топлива – это цементная промышленность. Учитывая потребности в строительстве, и как следствие – в цементе, такие заводы чаще представлены в регионах – непосредственно там, где и образуются сами отходы. Кроме того, играет роль сама технология сгорания топлива. При производстве клинкера (продукт высокотемпературного обжига, – прим. «Ведомости») происходит сжигание веществ альтернативного топлива, они осаждаются в клинкер, и это не вредит ни качеству цемента, ни окружающей среде», – пояснил заместитель генерального директора ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены» Леонид Шимарек.

НЭО уже ведет переговоры об организации постоянных поставок с местными предприятиями, одно из них расположено в Ленобласти и входит в федеральный цементный холдинг. Горшкова не уточнила название предприятия, ссылаясь на то, что контракт еще не подписан. Ранее «Ведомости» писали, что местным потребителем производимого топлива может стать холдинг «Цемрос» (ранее «Евроцемент Груп»), который планирует внедрить на своем заводе «Петербургский филиал» в Ленобласти систему по использованию RDF. Предприятие сможет принимать до 30 000 т альтернативного топлива в год с возможным наращиванием объема до 100 000 т.

Горшкова добавила, что НЭО осуществлял пробные поставки не только на местные цементные заводы, но и на завод в Калужской области в поселке Ферзиково, уточнив, что предприятие устроило качество образцов. Горшкова не уточнила название завода, но в поселке Ферзиково Калужской области расположен завод «Цементум». Российская компания «Цементум» была создана после ухода с отечественного рынка международной компании Holcim и передачи активов местному менеджменту в декабре 2022 г.

Таким образом, НЭО рассматривает возможность поставок RDF-топлива и на цементные заводы в центральной части России. «Но для нас это вопрос стоимости логистики. В Московской области тоже есть предприятия, которые производят RDF-топливо, и, конечно, будет выигрывать тот производитель, который находится ближе. Поэтому мы заинтересованы в развитии поставок на территорию Петербурга и Ленобласти в ближайшее время», – добавила она. Кроме цементных заводов, оператор рассматривает возможность поставок такого топлива металлургическим заводам, а также предприятиям, работающим с пиролизными технологиями и производящими виды жидкого топлива.

Ограничения спроса

Опрошенные изданием эксперты полагают, что при правильно сформированной географии поставок оператор сможет наладить сбыт до 240 000 т топлива в год для цементной промышленности. Сложнее будут обстоять дела с расширением рынка сбыта на металлургические и пиролизные предприятия.

Например, металлургические предприятия могут быть потенциально заинтересованными в использовании в RDF, но проблема связана с системой подачи такого топлива. «Для цементных заводов она уже отработана, а для металлургических предприятий остаются открытыми вопросы доставки, хранения подготовки топлива и самих выбросов, технологический процесс там – другой, и требования к топливу тоже», – пояснил Шимарек.

Кроме того, большинство металлургических предприятий расположены, в основном, на значительном удалении от Петербурга и Ленобласти, отмечает координатор проектов экологического движения «Раздельный сбор» Екатерина Шалунова. Это влияет на стоимость логистики, кроме того конкуренцию местному оператору могут составлять другие поставщики, например, из Московской области.

Сложнее обстоят дела с предприятиями, использующими пиролизные технологии. «Разработчиками пиролизных технологий рассказывали о результатах своих опытных испытаний с разным полимерным сырьем. Вопрос упирается в эффективность работы катализаторов и качество продуктов после пиролиза. Катализаторы быстро теряют эффективность, а продукция становится низкого качества, если состав полимеров становится разнородным», – пояснила Шалунова.

Заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Карлик отмечает, что и для использования RDF в цементной промышленности тоже есть свои ограничения. «Каждый вид альтернативного топлива требует индивидуального подхода. Например, топливо из коммунальных отходов имеет очень низкую насыпную плотность и высокую склонность к сводообразованию, биотопливо — склонность к самовозгоранию и т.д. В связи с этим на предприятиях приходится учитывать разные варианты и выстраивать технологическую цепочку из расчета использования максимально широкого ассортимента альтернативного топлива. Принципиально, цементные предприятия готовы использовать RDF, однако в России пока нет механизмов, которые бы могли простимулировать всю цементную отрасль потреблять RDF-топливо», – пояснил он.

Еще один риск с полноценными поставками RDF может быть связан со сложностями запуска самих КПО, где его планируется вырабатывать. Если «Волхонка» уже запущена, то сроки запуска «Островского» пока только плановые. Напомним, что всего НЭО анонсировал строительство пяти КПО. Два в Петербурге («Новоселки» и уже работающая «Волхонка»), а также три в Ленобласти: «Островский», «Брандовка» и «Дубровка». Изначально, в середине 2022 г., анонсируя все пять КПО, оператор рассчитывал завершить строительство всех комплексов до конца 2024 г., но планируемые сроки запуска уже несколько раз переносились.