Расходы бизнеса на наружную рекламу в Петербурге показали взрывной рост
За девять месяцев прирост составил 73%, но в абсолютном выражении лидером остается интернет-рекламаЗа девять месяцев этого года объем средств, потраченных рекламодателями на наружную рекламу в Санкт-Петербурге, составил 4,79 млрд руб. (без НДС). Это на 73% больше, чем за аналогичный период 2023 г., такие данные приводят эксперты Северо–Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).
Фактически бюджеты на наружную рекламу показали самый высокий прирост по сравнению с другими сегментами. Для сравнения: затраты на транзитную рекламу (на транспорте) в Петербурге за тот же период выросли на 28% до 1,3 млрд руб., на продвижение в Интернете – на 25% до 11,42 млрд руб. Бюджеты на радиорекламу увеличились на 21% до 806,3 млн руб., на рекламу в изданиях (включая «принт» и digital) – на 15% до 1,24 млрд руб., затраты на видеорекламу (включая телевидение и OLV – интернет-рекламу в формате коротких видеороликов) увеличились на 17% до 3,62 млрд руб.
«В целом затраты бизнеса на рекламу в Петербурге, включая все каналы распространения, за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. выросли на 31% до 23,176 млрд руб.», – сообщила директор АКАР Северо-Запад, вице-президент АКАР Наталья Пилатова.
Генеральный директор коммуникационного агентства «Grand Media Service», председатель Digital комитета АКАР Северо-Запад Андрей Волков отмечает, что в абсолютном выражении лидером по объему привлечения рекламных бюджетов на локальном рынке традиционно остается Интернет. «Более 49% процентов бюджетов тратятся на интернет-рекламу. Значительные суммы бюджетов традиционно приходятся на performance-инструменты, но наибольший прирост, как и в прошлые периоды, показывает реклама в Telegram и на маркетплейсах», – добавил он. Отраслями-лидерами по объемам рекламных бюджетов являются недвижимость, e-commerce, ретейл, образование, финансовые и медицинские услуги.
В пресс-службе «Яндекс Рекламы» рассказали, что за первые три квартала 2024 г. самый большой рост рекламных бюджетов на digital-продвижение в Интернете показала отрасль финансов и страхования – на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом лидерские позиции по объему вложений сохранили индустрии DIY, авто, фарма и медицина.
«Рост бюджетов на продвижение во многом связан с расширением инвентаря и развитием технологий, в частности на основе искусственного интеллекта. Кроме того, локальные компании все еще осваивают ниши, освободившиеся после ухода международных брендов, и увеличивают инвестиции в рекламу», – отметил руководитель группы развития бизнеса ключевых клиентов «Яндекс Рекламы» в Санкт-Петербурге Кирилл Щербинин. Он добавил, что вложения регионального бизнеса в охватные медийные кампании выросли на 49% год к году.
На втором месте по объемам бюджетов в абсолютном выражении, но на первом по динамике роста после интернет-ресурсов находится наружная реклама, что связано с растущими темпами диджитализации носителей, отмечают эксперты.
«Активный рост наружной рекламы достигается за счет продолжающегося процесса массовой цифровизации инвентаря. В сентябре текущего года количество установленных цифровых видеоэкранов достигло 1064 единиц. Это на 57,2% больше, чем в сентябре 2023 г. Доля цифровых рекламоносителей в общем объеме реализации (по стандартным форматам) в сентябре 2024 г. составила 71,6% против 48,9% годом ранее», – говорит директор представительства исследовательской компании «ЭСПАР» по Северо-Западу, сопредседатель комиссии экспертов АКАР СЗ Вера Дементьева.
Независимый эксперт в сфере рекламного рынка Яков Адамов подчеркнул, что на цифровых экранах можно размещать больше рекламных мест в момент времени по сравнению, например, с печатной наружной рекламой. «На экране могут размещаться несколько рекламодателей, и при этом они ротируются. Это, в свою очередь, влияет на рост бюджетов», – добавил он.
Эксперты отмечают, что на значительный рост бюджетов на наружную рекламу влияет и то, что компании столкнулись с ограничениями в интернет-сегменте и сокращением инвентаря. Исчезли как рекламоносители целые площадки: Google Ads, Facebook*, Instagram**, YouTube, TikTok. В ответ рекламодатели перераспределили площадки и перевели бюджеты во ВК, Яндекс, Telegram, локальные площадки, а часть бюджетов направили в традиционные каналы.
«На ситуации сказывается и работа монополиста на рынке провайдера контекстной рекламы, с учетом того, что в Google мы можем работать только с органическим трафиком. У нас нет возможности выбирать точечно площадки для размещения, только отключать лишние. А в наружной рекламе можно выбрать, куда разместить объект – на конкретное место», – заключил управляющий партнер федерального маркетингового агентства полного цикла «+7 Продакшнз» Александр Кривошеев.
Эксперты не исключают, что в ближайшей перспективе бюджеты на рекламу будут расти. «По итогам года рынок покажет двузначный рост, но глобально прогнозы на 2025 г. в значительной мере зависят от макроэкономических и геополитических факторов. При этом можно говорить о трендах роста в сегменте наружной рекламы, интернета и ТВ-рекламы. Но столь же несомненно, что охлаждение экономики может повлиять как на снижение темпов прироста, так и на сокращение в отдельных сегментах», – говорит Волков.
Другим риском для рынка рекламы является ужесточение условий ипотечного кредитования, которое может привести к сокращению объемов рекламы от застройщиков, учитывая, что сфера недвижимости остается одной из лидирующих в числе рекламодателей. Среди местных рекламодателей-лидеров эксперты АКАР отметили девелоперов ЛСР и Glorax. «Возможны корректировки из-за сокращения рекламных бюджетов застройщиков на фоне ухудшения условий ипотеки. Соответственно, темпы прироста могут замедлиться», – добавил Адамов.
* Facebook признан экстремистским, деятельность в РФ запрещена
** Instagram признан экстремистским, деятельность в РФ запрещена