В Петербурге запустили тестовую оплату проезда по геолокации в общественном транспорте

Пилотный проект начали с трамваев, затраты на их оснащение bluetooth-метками составят порядка 20 млн руб.
В рамках тестирования задействованы 12 трамваев, которые оснащены специальными bluetooth-метками и курсируют по маршруту № 24 /ГЭТ

В Санкт-Петербурге 29 ноября официально запустили тестовую оплату проезда по геолокации в наземном общественном транспорте. Речь идет об оплате при помощи мобильного телефона без необходимости взаимодействия с валидатором. «Сейчас мы на завершающей стадии, думаю, что к концу года, будет принято решение, о том, когда и на каких видах транспорта мы перейдем к полномасштабному внедрению (системы)», – рассказал журналистам председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев. 

Пилотный проект в Петербурге начался с трамваев. В рамках тестирования задействованы 12 трамваев, которые оснащены специальными bluetooth-метками и курсируют по маршруту № 24. Как уточнил изданию директор ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин, в перспективе (после результатов эксплуатации в тестовом режиме) данными метками планируется оснастить все трамваи, работающие на городских маршрутах, а затраты на внедрение составят порядка 20 млн руб. По данным «Горэлектротранса», на данный момент на городских маршрутах работают 776 трамваев.

При таком механизме оплата проезда осуществляется с помощью мобильного приложения «Транспорт+» (разработчиком является ООО «Датапакс»). Для этого пассажиру нужно включить на телефоне bluetooth-соединение. Мобильный телефон определяет геопозицию и во взаимодействии с сервером и bluetooth-метками идентифицирует перечень транспортных средств, в которых может находиться  пассажир. Соответственно, когда пассажир заходит в приложение, он выбирает номер трамвая, а затем – функцию «оплатить». Сейчас в рамках тестового режима оплатить проезд можно только по полной стоимости разового билета (65 руб.). Но заместитель генерального директора компании-разработчика «Датапакс» Роман Спиридонов уточнил изданию, что технически приложение может поддерживать любые льготы и любую тарификацию.

Проверка кондуктором факта оплаты осуществляется либо визуально (в мобильном приложении появляется статус «оплачено»), либо с помощью ручного терминала оплаты проезда по последним четырем цифрам мобильного телефона пассажира. Последнее в том числе – особенность тестирования нового способа оплаты в Петербурге. Оплата по геолокации (хотя и с некоторыми отличиями) уже работает в Ярославле, Ижевске и Твери. В 2024 г. система также была запущена на железнодорожном транспорте в Казани, Калининграде и Нижнем Новгороде.

Спиридонов в беседе с изданием уточнил, что технология была запущена около двух лет назад. За это время с помощью геолокации было совершено до 10 млн транзакций. В тех регионах, где система уже работает, доля такого способа оплаты может составлять до 10% от общего объема. Для пассажира преимущество технологии состоит в том, что не нужно проходить к валидатору, что особенно актуально в часы пиковой загрузки.

Для эксплуатирующей организации преимущества обусловлены объемом вложений в модификацию. Как пояснили в «Горэлектротрансе», в отношении нового (дополняющего) способа оплаты модификация и модернизация идет только на уровне мобильного приложения, что не является затратами эксплуатирующей организации. Модернизация СЭКОП (система электронного контроля оплаты проезда, в том числе  на базе стационарных валидаторов) обходится дороже и требует затрат непосредственно от эксплуатирующей организации.

Опрошенные изданием эксперты считают, что технология (как дополнение к уже действующим способам оплаты) в перспективе может быть эффективна с экономической точки зрения, при этом технологических рисков, с учетом того, как она реализуется в Петербурге, фактически нет.

«В трамваях, следующих по маршруту, установлены специальные метки. Таким образом, складывается система из двух показателей: по меткам, которые находятся внутри транспортного средства, и непосредственно по маршруту следования. В рамках борьбы с беспилотниками навигатор периодически теряет локацию. В связи с этим и нужны метки, которые максимально приближены к трамвайным путям», – говорит независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры  Михаил Бурцев. По оценкам эксперта, на оснащение всех городских трамваев (в случае положительных результатов теста) понадобится до полугода.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров выразил мнение, что объем затрат на оснащение трамваев специальными метками является не значительным, с учетом того, что технология в перспективе сможет снизить процент неоплаты проезда, например, в пиковые часы, или когда происходят сбои в работе валидаторов.

«Сам по себе формат оплаты действительно удобный и в целом соответствует трендам потребительского поведения – интеграции и бесшовности. Но все зависит от того, как технология будет продвигаться», – добавил Бурмистров. Бурцев также отмечает, что основная проблематика касается вопроса доверия пассажиров к новой системе. Нововведения могут испытывать сложности с адаптацией, и порой это оправдано, но нужно понимать, что и валидаторы когда-то были новой технологией, добавил он.