В Петербурге запустили тестовую оплату проезда по геолокации в общественном транспорте

Пилотный проект начали с трамваев, затраты на их оснащение bluetooth-метками составят порядка 20 млн руб.
В рамках тестирования задействованы 12 трамваев, которые оснащены специальными bluetooth-метками и курсируют по маршруту №24 /ГЭТ

В Санкт-Петербурге 29 ноября официально запустили тестовую оплату проезда по геолокации в наземном общественном транспорте. Речь идет об оплате при помощи мобильного телефона без необходимости взаимодействия с валидатором. «Сейчас мы на завершающей стадии, думаю, что к концу года, будет принято решение, о том, когда и на каких видах транспорта мы перейдем к полномасштабному внедрению (системы)», – рассказал журналистам председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев. 

Пилотный проект в Петербурге начался с трамваев. В рамках тестирования задействованы 12 трамваев, которые оснащены специальными bluetooth-метками и курсируют по маршруту №24. Как уточнил изданию директор ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин, в перспективе (после результатов эксплуатации в тестовом режиме) данными метками планируется оснастить все трамваи, работающие на городских маршрутах, а затраты на внедрение составят порядка 20 млн руб. По данным «Горэлектротранса», на данный момент на городских маршрутах работают 776 трамваев.

При таком механизме оплата проезда осуществляется с помощью мобильного приложения «Транспорт+» (разработчиком является ООО «Датапакс»). Для этого пассажиру нужно включить на телефоне bluetooth-соединение. Мобильный телефон определяет геопозицию и во взаимодействии с сервером и bluetooth-метками идентифицирует перечень транспортных средств, в которых может находиться  пассажир. Соответственно, когда пассажир заходит в приложение, он выбирает номер трамвая, а затем – функцию «оплатить». Сейчас в рамках тестового режима оплатить проезд можно только по полной стоимости разового билета (65 руб.). Но заместитель генерального директора компании-разработчика «Датапакс» Роман Спиридонов уточнил изданию, что технически приложение может поддерживать любые льготы и любую тарификацию.

Проверка кондуктором факта оплаты осуществляется либо визуально (в мобильном приложении появляется статус «оплачено»), либо с помощью ручного терминала оплаты проезда по последним четырем цифрам мобильного телефона пассажира. Последнее, в том числе, особенность тестирования нового способа оплаты в Петербурге. Оплата по геолокации (хотя и с некоторыми отличиями) уже работает в Ярославле, Ижевске и Твери. В 2024 г. система также была запущена на железнодорожном транспорте в Казани, Калининграде и Нижнем Новгороде.

Спиридонов в беседе с изданием уточнил, что технология была запущена около двух лет назад. За это время с помощью геолокации было совершено до 10 млн транзакций. В тех регионах, где система уже работает, доля такого способа оплаты может составлять до 10% от общего объема. Для пассажира преимущество технологии состоит в том, что не нужно проходить к валидатору, что особенно актуально в часы пиковой загрузки.

Для эксплуатирующей организации преимущества обусловлены объемом вложений в модификацию. Как пояснили в «Горэлектротрансе», в отношении нового (дополняющего) способа оплаты модификация и модернизация идет только на уровне мобильного приложения, что не является затратами эксплуатирующей организации. Модернизация СЭКОП (система электронного контроля оплаты проезда, в том числе  на базе стационарных валидаторов) обходится дороже и требует затрат непосредственно от эксплуатирующей организации.

Опрошенные изданием эксперты считают, что технология (как дополнение к уже действующим способам оплаты) в перспективе может быть эффективна с экономической точки зрения, при этом технологических рисков, с учетом того, как она реализуется в Петербурге, фактически нет.

«В трамваях, следующих по маршруту, установлены специальные метки. Таким образом, складывается система из двух показателей: по меткам, которые находятся внутри транспортного средства, и непосредственно, по маршруту следования. В рамках борьбы с беспилотниками навигатор периодически теряет локацию. В связи с этим  и нужны метки, которые максимально приближены к трамвайным путям», – говорит независимый эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры  Михаил Бурцев. По оценкам эксперта, на оснащение всех городских трамваев (в случае положительных результатов теста) понадобится до полугода.

Генеральный директор «Infoline.Аналитики» Михаил Бурмистров выразил мнение, что объем затрат на оснащение трамваев специальными метками является не значительным, с учетом  того, что технология в перспективе сможет снизить процент неоплаты проезда, например, в пиковые часы, или когда происходят сбои в работе валидаторов.

«Сам по себе формат оплаты действительно удобный и в целом соответствует трендам потребительского поведения – интеграции и бесшовности. Но все зависит от того как технология будет продвигаться», – добавил Бурмистров. Бурцев также отмечает, что основная проблематика касается вопроса доверия пассажиров к новой системе. Нововведения могут испытывать сложности с адаптацией, и порой это оправдано, но нужно понимать, что и валидаторы когда-то были новой технологией, добавил он.