Алексей Юрецкий: Когда выгода станет очевидной, беспилотники будут использовать повсеместно
Генеральный директор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий рассказывает о перспективе запуска в Петербурге грузовых дронов и поиске алмазов с воздуха«Геоскан» 10 лет занимается разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и беспилотных авиационных систем (БАС), это самый крупный экспортер беспилотников в России. В сентябре 2020 г. «Геоскан» разработал и провел шоу в честь 75-летия Победы в Петербурге, которое вошло в Книгу рекордов России: в программе было задействовано почти 2200 квадрокоптеров собственной разработки. «Геоскан» побил предыдущий мировой рекорд 2018 г. компании Intel, которая провела шоу с участием 2066 дронов.
– Алексей, насколько беспилотники сейчас востребованы в России? Где их чаще всего используют?
– В России БПЛА в основном сейчас используют в промышленности. Это мониторинг линейных объектов ТЭК, геодезия, картография, строительство и др. Но самый большой потенциал я вижу в агропромышленном комплексе и с точки зрения мониторинга состояния растений и почвы, и с точки зрения обработки посевов. Уже существуют технологии, позволяющие обрабатывать растения с воздуха. Сейчас это направление активно развивается, например, в Китае.
– Вы думаете, что в российских регионах тоже готовы использовать БПЛА в сельском хозяйстве?
– За агродронами будущее. Точные карты полей, создаваемые с помощью беспилотников, нужны для внедрения сельскохозяйственных роботов. Знания о процессах роста растений позволяют более эффективно вносить удобрения, это ведет к росту урожайности. Передовые хозяйства уже используют БПЛА, и я уверен, что скоро, когда выгода станет очевидной, они будут использоваться повсеместно. Конечно, пока сильно мешают различные регуляторные ограничения. Но если «регуляторка» и дальше будет мешать развитию бизнеса, то проблему рано или поздно решат.
– Как вы относитесь к проекту «Почты России» по доставке посылок с помощью БПЛА? Это может быть экономически выгодно, или это исключительно имиджевый проект?
– Конечно, это может быть экономически оправдано. Например, в случае, когда требуется доставить лекарство в горную деревню или привезти посылку на другой берег реки во время ледохода. Можно, конечно, использовать вертолет, но беспилотник гораздо дешевле. Возможно, в проекте есть и имиджевая составляющая, но это только делает честь «Почте России», так как она помогает развитию высоких технологий. В мире эти технологии быстро развиваются и в США, и в Швейцарии, и даже в Африке.
– «Почта России» в течение месяца пообещала начать доставку посылок беспилотниками из 27 отделений в Москве. Видите ли вы в этом потенциал у Петербурга и Ленобласти?
– Доставка в мегаполисах – дело более отдаленного будущего. Для этого нужно значительно повысить уровень надежности беспилотников, гарантировать так называемый доверенный режим (чтобы вам не привезли то, чего вы не просили) и снизить уровень шума, создаваемого БПЛА. В чем может быть преимущество Петербурга? В городе достаточно много водных объектов: Нева, Финский залив. Поэтому возможно спроектировать схему доставки в форты или на суда на рейде. Люди готовы платить за скорость. Да и себестоимость доставки может снизиться, поскольку при хорошей автоматизации один беспилотник сможет совершать сотни доставок в день.
– По оценкам университета «Иннополис», российский потенциал использования дронов составляет более $1 млрд в год. Но большая часть выручки приходится на оборонные проекты. Вы согласны с этой оценкой?
– Рынок БПЛА в России действительно начала развивать именно оборонка. Но сейчас, скорее всего, лидирует уже гражданское применение.
– У вас есть заказы или предложения от предприятий оборонно-промышленного комплекса, военных или силовых структур?
– Мы ориентированы на применение БПЛА в секторе В2В, для проведения шоу и в образовании. Задачи силового блока обеспечивают другие компании.
– А если поступят такие предложения, вы согласитесь?
– Вряд ли они к нам обратятся, поскольку в силовом блоке совсем другая специфика.
– Вы поставляете свои беспилотники и программное обеспечение на экспорт, а также оказываете услуги в качестве оператора БАС. Для чего чаще всего используют вашу продукцию за границей?
– За рубежом все же наиболее востребованы шоу дронов. Это впечатляющее зрелище, и его охотно заказывают в самых разных странах. Больше половины заказов на шоу беспилотников – зарубежные.
– О каких странах идет речь?
– Саудовская Аравия, Дубай, Кувейт, Турция, Индия и многие другие. Мы входим в тройку мировых лидеров по этой технологии, поэтому заказов получаем очень много.
– А если говорить о зарубежной промышленности?
– На втором месте по объемам заказов – аэромагнитная геологоразведка. Мы разработали квантовый оптический магнитометр – самый чувствительный прибор для магнитной разведки, и адаптировали для него свой беспилотник. Эта техника дает колоссальный выигрыш в точности и скорости получения данных. По объемам беспилотной геологоразведки мы занимаем, возможно, первое место в мире. Работаем в Африке, Азии и, конечно, странах СНГ.
– Какие полезные ископаемые помогает искать ваше оборудование? Нефть, газ?
– Мы работаем с твердыми – руды, алмазы. Уже есть научные работы, которые показывают, что и в нефтегазе может быть полезна магнитная разведка, особенно многоуровневая, но это еще только предстоит доказать.
– И насколько точны данные такой разведки?
– По точности беспилотник дает уникальные возможности: с одной стороны, он может летать гораздо ближе к земле, чем пилотируемый самолет или вертолет, соответственно, растет чувствительность. С другой стороны, на его показания не влияют мелкие приповерхностные объекты, которые «зашумляют» данные при пешеходной съемке. Кроме того, беспилотником легко выполнять многоуровневую съемку, которая позволяет не только найти залежи, но и определить глубину залегания.
– Какой процент вашей продукции уходит на экспорт?
– Около 30%. География поставок – больше 20 стран.
– Насколько вы сами зависите от импорта: в производстве вы используете иностранные или российские комплектующие?
– Все, что можем, или делаем сами, или покупаем в России. Но микроэлектроника, к сожалению, в основном импортная. За рубежом покупаем и фотоаппараты. В целом на зарубежные комплектующие приходится порядка 20% от стоимости беспилотника, и эта доля медленно, но снижается. Например, в России появляются поставщики очень качественных электродвигателей. Есть сложная электроника, которая хотя и числится импортной, но разрабатывается в России. Мы также с удовольствием ее применяем, так как всегда можем получить качественную техподдержку. К сожалению, импортная микроэлектроника – это объективная реальность, которую и Минпромторг, и мы как участники рынка пытаемся поменять.
– Зависимость от импорта ключевых компонентов – насколько серьезная сейчас угроза для российского рынка БПЛА?
– Здесь есть несколько рисков. Первый связан с санкциями, но к нам это, по большому счету, не относится, поскольку мы работаем только с гражданскими проектами. Второй риск глобальный и касается кризиса на рынке электроники, с которым сегодня столкнулись почти все промышленники: дефицит некоторых деталей, резкий рост цен на электронику. Было бы хорошо, если бы в России имелось собственное производство, но чтобы оно окупалось, нужно создавать рынки. Нужны сквозные проекты – отечественная радиоэлектроника должна создавать спрос на отечественную микроэлектронику. Такие сквозные проекты сейчас создает Минпромторг, и мы этим занимаемся по мере сил.
– Вы упоминали о существенных регуляторных ограничениях для беспилотников, но недавно правительство утвердило концепцию интеграции БПЛА в единое воздушное пространство. Это формальный документ, или же принятие концепции реально повлияет на рынок?
– Направленность документа понятна. Интеграция БПЛА в общее воздушное пространство и заявление премьер-министра Мишустина о необходимости развития отечественных технологий – это можно только приветствовать. Появление концепции говорит о том, что власть обратила внимание на отрасль. Отмечу, что нам бы сильно помогло введение единых отраслевых стандартов, поскольку пока на рынке БПЛА каждый производитель пытается делать что-то свое и будет гораздо лучше, если появится единый свод правил.
– В сентябре профильная ассоциация «Аэронекст» раскритиковала распоряжение правительства, касающееся изменений дорожной карты национальной технической инициативы «Аэронет». Задача «Аэронет» – к 2035 г. сделать отрасль конкурентоспособной. Основные претензии – большое количество общих мест и слабая связь с реальными рынками. А вы как оцениваете документ?
– Конечно, реальные участники рынка могут предложить более конкретную дорожную карту. Но мы выступаем вообще за смену парадигмы. Мы считаем, что отрасль надо развивать не через финансирование НИОКР, а через проведение технологических конкурсов, которые решали бы конкретные рыночные задачи. И финансирование должны получать те, кто эту задачу решил, а не просто пообещал решить.