«Камаз» запустил беспилотные грузовики на трассе М-11 «Нева»

Скорость доставки грузов вырастет на 12%, а себестоимость перевозок может снизиться на 10%
На трассу выехали три цифровых магистральных грузовика, еще три добавятся в июле /Официальный telegram-канал «Камаз»

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 14 июня состоялся запуск беспилотных грузовиков «Камаз» по трассе М-11 (Москва—Санкт-Петербург). В рейс вышли первые три цифровых магистральных тягача, еще три добавятся к ним в июле, сообщила пресс-служба компании. «КАМАЗ» предоставляет грузовики, а ГК «Автодор» обеспечивает оборудование трассы и обмен данными автомобилей с динамической цифровой картой.

Для доступа беспилотных грузовиков к трассе М-11 необходимо выполнить ряд условий. В частности, автомобиль должен быть отнесен в базе МВД к беспилотным и пройти оценку соответствия требованиям безопасности ФГУП «НАМИ». В Минтрансе отметили, что через эти процедуры пока прошел только «Камаз». Предполагается, что в ближайшее время на трассу также выйдут грузовики «Сберавтотеха». В эксперименте также принимают участие крупнейшие перевозчики: ПЭК, Globaltruck, «Газпромнефть-снабжение» и др.

Машины на базе магистрального тягача «Камаз-54901» начали осуществлять перевозки на маршруте протяженностью 650 км по концепции hub-to-hub между логистическими терминалами без заезда в города. Автомобили будут работать в режиме 24/7 и останавливаться только на погрузку-разгрузку, заправку и проведение техобслуживания. Пока в кабине для подстраховки будет находиться человек. Но через 100 часов безаварийного движения грузовик будет контролироваться только удаленно.

Первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов по время запуска отметил, что в этом году беспилотные грузовики должны перевезти 50 т коммерческого груза, в следующем эта цифра возрастет в четыре раза. Глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал «РИА Новости», что в следующем году беспилотные грузовики смогут уже проехать от Казани до Санкт-Петербурга по трассе М-12 через Центральную кольцевую автодорогу. К 2030 г. протяженность федеральных трасс, где смогут ездить беспилотные грузовики, планируется увеличить на 19 500 км.

Напомним, запуск тестовых поездок на беспилотных грузовиках по М-11 был утвержден в рамках принятого правительством РФ экспериментально-правового режима (ЭПР) в конце октября 2022 г. Тогда министр экономического развития Максим Колесников уточнял, что действие ЭПР распространено на Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую и Новгородскую области. В июле прошлого года глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что в 2023 г. по автомагистрали будут курсировать пять грузовиков, а уже в 2024 г. – до 50.

Один из операторов логистических услуг, принимающих участие в запуске беспилотной доставки грузов, – компания ПЭК. В среду один из «Камазов» был отправлен в дорогу с грузами компании. Как рассказали в пресс-службе, пока ПЭК начнет перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом с четырех рейсов в сутки. Грузовик с водителем будет доставлять прицеп до трассы, а затем забирать его на съезде с М11. При этом большую часть маршрута груз будет проходить по магистрали на беспилотной фуре. Ожидается, что к осени число таких рейсов вырастет, но в компании не уточнили – насколько.

По предварительным расчетам, использование нового способа доставки грузов позволит снизить ее себестоимость на 10%. При этом скорость доставки вырастет на 12%.

Совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов уверен, что логистический рынок продолжит развиваться, несмотря на турбулентность. Однако он отметил, что в прошлом году себестоимость перевозок выросла по сравнению с 2021 г. на 21% из-за роста затрат на запчасти и техобслуживание машин.

«Вслед за этим размер фрахта вырос на 31% год к году, по данным индекса Ati.su. Усиливается дефицит водителей, который за пять лет вырос с 15 до 21%. Развитие беспилотных технологий поможет нарастить объемы грузоперевозок в нашей стране за счет увеличения числа рейсов без участия водителей в перспективе 5-7 лет», — считает Филатов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты очень сдержанно комментируют дальнейшие перспективы развития беспилотных грузовых перевозок. Управляющий партнер Savina Legal Ольга Савина отмечает, что запуск проекта «Беспилотные логистические коридоры» — это амбициозный и большой шаг на пути развития грузовых перевозок как в рамках России, так и в рамках логистического рынка стран Европы и Азии. Но полноценно говорить о запуске беспилотного автотранспорта можно будет еще нескоро: пока ЭПР подробно регламентирует лишь эксперимент на трассе М-11.

 «Программа ЭПР на трассе М-11 достаточно объемная, поэтому юристам, даже несмотря на отложенный срок вступления программы в силу, в процессе реализации эксперимента еще предстоит вникать новое регулирование, и, так скажем, «по ходу пьесы» вносить коррективы», – добавляет она.

Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев добавляет, что в нынешних условиях, когда в России практически нет компонентной базы для производства всего комплекса модулей обнаружения, анализа и управления беспилотными автомобили, быстро масштабировать такие перевозки не получится. По его мнению, сейчас эффективнее было бы тестировать не полностью беспилотные автомобили, а отдельные системы разного уровня автономности. «Преимущества данной технологии должны заключаться в создании более безопасного механизма управления автомобилем, т.к. программно-аппаратный комплекс не устает, не употребляет алкоголь, не отвлекается на проезжающие пейзажи», – поясняет он.

Напомним, что движение по трассе М-11 «Нева» на территории Санкт-Петербурга было открыто в 2019 г. Сейчас протяженность дороги составляет 669 км, в том числе 607 км- платных участков. Магистраль проходит от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов. Расчетная скорость — 150 км/час.