В развитие Октябрьского электровагоноремонтного завода в 2024 г. инвестируют 250 млн руб.

Средства направят на обновление оборудования для производства вагонов петербургского метро
В настоящее время 144 вагона метро «Балтиец» уже переданы петербургскому метрополитену /«Ведомости Северо-Запад»

«Трансмашхолдинг» планирует инвестировать в развитие Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ) в Санкт-Петербурге до 250 млн руб. в 2024 г. Это в четыре раза больше, чем в прошлом году. Об этом рассказал журналистам генеральный директор ОЭВРЗ Валентин Ядрицев 15 марта. АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод», производящий вагоны, в том числе для ГУП «Петербургский метрополитен», входит в состав АО «Трансмашхолдинг».

Суммарные инвестиции в развитие ОЭВРЗ за последние пять лет составили 836 млн руб. В текущем году средства будут направлены на обновление оборудования для производства вагонов, пояснил Ядрицев, с учетом наращивания объемов производства. Напомним, что в 2022 г. ГУП «Петербургский метрополитен» и «Трансмашхолдинг» заключили договор на поставку 950 вагонов метро «Балтиец» производства ОЭВРЗ с софинансированием из Фонда национального благосостояния на общую сумму в 242,6 млрд руб. и сроком поставки подвижного состава до 2031 г.

В настоящее время 144 вагона метро «Балтиец» уже переданы предприятию, в текущем году ожидается поставка еще 80 вагонов. На ОЭВРЗ осуществляется преимущественно сама сборка вагонов. Кузов поставляет «Метровагонмаш».

Ядрицев пояснил, что инвестиции является внутренними средствами «Трансмашхолдинг» и не предполагают привлечения займов. «В этом году планируется покупка трех станков для производства подвижного состава. Один из них карусельный (с ЧПУ) стоит порядка 168 млн руб., еще два – токарный и фрезерный станки – примерно по 23 млн руб. каждый», – уточнил он, добавив, что вопрос еще прорабатывается. Данные станки предварительно планируется закупать в Китае.

«Балтиец» имеет высокий уровень локализации (более 90%). Окна, двери, стекла, кузов, двигатель, тележки и колеса – отечественного производства. Однако элементная база (транзисторы и другая микроэлектроника) поставляется из дружественных стран, в основном из Китая. На текущий год электронная база уже закуплена, на следующий год закупка будет формироваться примерно за полгода. Соответственно, закупка компонентной базы из других стран не препятствует исполнению контракта в срок.

Однако эксперты полагают, что в связи с рисками, связанными с удорожанием и усложнением логистики, необходимость в импортозамещении данной продукции будет расти. Но пока отрасль не готова предоставить необходимые объемы.

«В Китае производство компонентной базы поставлено на поток, что сокращает технические расходы и затраты на транспортировку. Мелкосерийному производству сложно конкурировать с такими объемами. В России есть предприятия, которые производят микроэлектронику, например, «Ростех» и «Росатом», вопрос состоит в адаптации уже существующих технологий под конкретные нужды, в том числе транспорта. Где-то нужно поработать с объемами, а где-то провести дополнительный НИОКР», – говорит руководитель научно-образовательного центра «Инновационное развитие пассажирских железнодорожных перевозок» Петербургского государственного университета путей сообщения Сергей Смирнов.

Он добавил, что на данный момент китайские компоненты могут быть дешевле из-за масштабных объемов производства, но с учетом нестабильности логистики со временем российские предприятия могут быть вынуждены переориентироваться на отечественных поставщиков.

По мнению доцента кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линды Рыжих, отечественным производителям понадобится минимум два-три года при условии господдержки, чтобы обеспечить нужные объемы. Однако для наращивания производственных мощностей нужны и соответствующие кадры, которых критически не хватает. В перспективе эта проблема может потребовать перепрофилирования на соответствующих факультетах вузов, добавила она.