Продажи электрокаров в Петербурге и Ленобласти в I квартале выросли в 5 раз

Во II квартале объем продаж снизится из-за новых правил ввоза параллельного импорта, считают эксперты
По итогам 2023 г. электромобили занимали 1,75% из всех проданных новых легковых машин в Петербурге, но уже в I квартале 2024 г. эта доля выросла до 2,28% /Freepik

Продажи новых электромобилей в Санкт-Петербурге по итогам I квартала 2024 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 5,1 раза. Всего в городе было зарегистрировано 366 машин, следует из отчета «Автостат инфо» (имеется в распоряжении редакции). В Ленинградской области за аналогичный период продажи выросли ровно в 5 раз – до 65 машин.

Стоит отметить, что электромобили в Петербурге и Ленобласти продолжают занимать небольшую долю в общей структуре продаж, но она неизменно растет. Так, по итогам 2023 г. на электромобили пришлось 1,75% всех проданных новых легковых машин, но уже в I квартале 2024 г. эта доля выросла до 2,28%. В Ленобласти она увеличилась с 1,05 до 1,54%.

Самым популярным электрокаром в Петербурге остается премиальный китайский Zeekr. В I квартале в городе было зарегистрировано 212 машин этой марки. Следом идет Volkswagen – 23, Avatr – 16, Tesla – 13, BMW и Lotus – по 12. Что касается российских производителей, то в Петербурге в этом году зарегистрировали 9 Evolute и 8 «Москвичей».

В Ленобласти самым востребованным брендом также оказался Zeekr – было продано 40 машин. Остальные марки не преодолели порог в 10 зарегистрированных авто. При этом среди российских производителей в регионе отметились Evolute – было продано пять штук, «Москвич» – одна, новый калининградский «Амберавто» – также 1 машина.

По оценке властей Санкт-Петербурга, всего в городе на конец 2023 г. было зарегистрировано порядка 2700 электромобилей. К концу 2026 г. их число может вырасти до 28 000 с учетом небольшого числа электробусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом, такой прогноз развития рынка озвучивал в марте 2024 г. директор СПбГБУ «Центр энергосбережения» Иван Трегубов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что резкий рост продаж в Петербурге и Ленобласти прежде всего связан с эффектом низкой базы 2022-2023 гг. и развитием мер господдержки.

Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева рассказала, что в Петербурге и Ленобласти действуют льготы для владельцев электромобилей, которые делают их покупку более выгодной. «В Петербурге отменен транспортный налог на электромобили до 150 л.с., в области таких ограничений нет. Также владельцам таких машин предоставляется право бесплатной парковки и проезда по федеральным трассам», — подчеркнула эксперт.

Кроме того, в Петербурге и Ленобласти активно развивается зарядная инфраструктура, уточнил эксперт «Авто.ру» Валерий Арутин. В городе число ЭЗС достигло 215, а в 2024 г. их количество вырастет на 61. В Ленобласти сейчас установлено более 40 ЭЗС.

Однако эксперты отмечают, что рынок электрокаров остается премиальным. По данным Арутина, средняя стоимость нового электромобиля в Петербурге и Ленобласти составляет 8,63 млн руб. «Электромобили в первую очередь распространяются в верхнем ценовом диапазоне. Как это часто бывает – новые технологии обходятся дорого, что мешает создать доступный электромобиль и наладить по-настоящему массовое производство», — прокомментировал эксперт.

Более доступные электромобили производят «Москвич» и Evolute, также государство предоставляет скидку на их покупку в размере 35%, но не более 925 000 руб. «Пока они все еще дорогие, а локализация невелика. Ждем «Атом» и рассчитываем на его привлекательную цену», — рассказала Гордеева. Напомним, компания «Атом» планирует в 2025 г. запустить производство одноименных электромобилей в Татарстане. Их позиционируют как автомобили массового сегмента.

При этом эксперты ожидают снижения продаж электромобилей и повышения их стоимости во II квартале, так как изменились правила ввоза по параллельному импорту. Напомним, с 1 апреля физлица и компании, которые ввозят в РФ автомобили по параллельному импорту из стран ЕАЭС, будут платить рассчитанный по специальной формуле утильсбор. Такую меру в правительстве РФ объясняют тем, что это уравняет расходы тех, кто ввозит машины официально и платит все налоги с теми, кто получает преимущество при использовании «серого» импорта.

«Ожидаю, что в ближайшие месяцы – апреле-июне – будет сдержанный рост электромобилей. Они серьезно подорожают. Потом люди привыкнут к ценам, и рост продолжится», — резюмировала Гордеева.