Экономике Петербурга и Ленобласти указали новые тренды развития

Президент Владимир Путин провел совещание по вопросам социально-экономического развития агломерации
На совещании были рассмотрены перспективы развития двух субъектов /https://t.me/drozdenko_au_lo

Президент Российской Федерации Владимир Путин 26 января провел совещание по вопросам социально-экономического развития агломерации Санкт-Петербурга с властями города и Ленинградской области. Были рассмотрены перспективы развития двух субъектов в увязке с планами по обновлению и наращиванию социальной, транспортной и другой инфраструктуры, сообщили в пресс-службе Кремля.

По словам главы государства, на долю петербургской агломерации приходится 8,5% всех обрабатывающих производств России и 7,5% от валового внутреннего продукта страны. «Рост промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2021 г. составил 6,4%, а за январь–ноябрь прошлого года вырос до 9,6%», – добавил Путин.

Укрепление приоритетных отраслей промышленности Владимир Путин назвал одной из ключевых задач в плане развития агломерации. Вместе с этим правительство ждет развития в регионе судостроения, фармацевтики, реализацию потенциала сферы услуг и креативных индустрий, расширения инфраструктуры внешней торговли, в том числе за счет развития морских портов и терминалов.

«Все это ключ к созданию современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, для того, чтобы нарастить выпуск высокотехнологичной продукции и услуг, создать базу для открытия новых компаний, а значит, для повышения устойчивости, диверсификации экономики региона в целом», – отметил президент.

Точки для роста

Как отметил министр экономического развития РФ Максим Решетников, для развития экономики города остается сразу несколько важных точек для роста. Одна из ключевых – перезапуск работы всех автомобильных заводов.

«Во-первых, нужно решать вопрос с простаивающими площадками бывших автомобильных производств в Петербурге. Пока производство возобновилось только на одном из трех заводов. Есть идея инвестора, который приобрел еще одну площадку, создать межрегиональный кластер автомобильной промышленности между Петербургом, Ленинградской и Калужской областями. Прорабатываем вопрос вместе с регионами и Минпромторгом», – рассказал он.

Напомним, что «АвтоВАЗ» в июне 2023 г. официально перезапустил производство машин и выпустил первый серийный автомобиль Lada X-Cross 5 на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Компания «Арт-финанс» в январе этого года закрыла сделку по покупке российских активов корейского автопроизводителя Hyundai и теперь владеет двумя производственными площадками в Петербурге, а также заводами в промышленных зонах Каменка и Шушары (бывшее предприятие General Motors). Ранее, в мае 2023 г., «Арт-финанс» также стала собственником бывшего автозавода Volkswagenв Калуге.

Кроме того, в обоих регионах будут развиваться новые производства, рассказал Решетников. В декабре прошлого года была расширена особая экономическая зона «Санкт-Петербург», где планируется реализовать как минимум четыре проекта в фармацевтике, сфере биотехнологий и металлообработке. В Ленинградской области обсуждается строительство глиноземного завода, продукция которого повысит сырьевую независимость алюминиевой отрасли. «Ведомости» писали, что соглашение о строительстве глиноземного завода было подписано на ПМЭФ-2023 между властями Ленинградской области и компанией «Русал», объем инвестиций оценивается в 400 млрд руб.

Не время для развития портов

Между тем сложности ожидаются при развитии портовой инфраструктуры. Как отметил Решетников, к 2030 г. инвесторы заявили об увеличении портовых мощностей в 1,5 раза, до 500 млн т. В то же время в 2023 г. перевалка в морских портах составила лишь 240 млн т, из них половина – это грузы с железной дороги, которая уже работает на пределе возможностей.

«При этом надо отметить при принятии решений, что перспективные экспортные направления у нас сместились с Запада на Восток, и транспортное плечо для грузов из Сибири и с Урала через Северо-Запад дороже, чем через Восточный полигон. Объемы перевозок, направляемые на экспорт, становятся очень чувствительны к мировым ценам и транспортным расходам. И в случае изменения конъюнктуры или роста тарифов могут стать невыгодными», – прокомментировал Решетников, добавив, что при планировании развития инфраструктуры необходимо ориентироваться на реальный расчет грузовой базы и стоимости логистики.

Туризм на перспективу

В то же время туризм, напротив, должен стать одним из важных направлений для развития. Решетников напомнил, что в 2023 г. Санкт-Петербург по числу поездок туристов приблизился к доковидному уровню, а область превысила его еще в 2022 г. Рост туризма в агломерации обеспечивается за счет российских гостей.

«Конечно, задача дальше развивать [не только] внутренний туризм, но и поэтапно восстанавливать внешний. Для этого уже запущены единая электронная виза для 55 стран, безвизовые групповые обмены с Китаем и Ираном, по Вашему поручению сейчас с Индией ведем переговоры. В том числе за счет этих мер в Северной столице в 2023 г. поток зарубежных туристов вырос почти на 70%», – рассказал Решетников.

По его словам, в агломерации необходимо дальше увеличивать номерной фонд и развивать всесезонный туризм. Сейчас в городе строится семь крупных отелей по программе льготного кредитования, в Ленобласти при помощи федеральной поддержки реализуют 10 проектов по строительству модульных гостиниц. В рамках проекта «Пять морей» в Петербурге развивается туристический кластер и курорт «Горская». Как ранее сообщали «Ведомости», общий объем инвестиций в данный туркластер оценивается в 100 млрд руб. 

Решение транспортных проблем

Одной из важных системных задач развития агломерации остаются транспортные проекты. По оценкам федерального правительства, на сегодняшний момент наиболее эффективным решением является реализация Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД).

«Мы посчитали: несмотря на то, что проект достаточно дорогой, учитывая его прохождение в плотной городской среде, но очень серьезные городские потоки, поэтому проект весьма окупаемый», – подчеркнул Решетников.

Решетников предложил сдвинуть в интересах ШМСД другой важный для агломерации проект – КАД-2. Однако, как отметил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин, для эффективности решения транспортных проблем Ленобласти и Петербурга необходимо одновременное строительство ШМСД и КАД-2.

«Широтная магистраль действительно даст развитие внутри города и для жителей сегодня, но с учетом того, что народ переезжает в область и каждый день ездит на работу – маятниковая миграция – я риски вижу большие. Это первый пример. Второй – есть простая арифметика. На этом участке КАДа едет 132 000 машин. Это уже предельный показатель. Если мы еще 100 000 машин туда вывалим, это просто сложить не получится. Потому что КАД в этом месте уже не расширить. КАД на восточном участке уже перегружен», – указал Хуснуллин. В ответ на уточняющий вопрос президента губернатор региона Александр Дрозденко так же высказался за реализацию обоих проектов в единой связке.