«Газпром» построит бизнес-аэропорт в Левашово за 41 млрд рублей

Эксперты размышляют, заинтересует ли он бизнес-клиентов «Пулково»
Аэропорт в Левашово собирается принимать и внутренние, и международные рейсы /Pixabay

Через три с половиной года в Левашове должен появиться новый аэропорт. Компания «Газпром инвест» заключила контракт на его строительство на сумму 41 млрд руб. с единственным поставщиком, контракт опубликован на сайте госзакупок 20 февраля. Эксперты рассуждают, сумеет новый бизнес-аэропорт отобрать клиентов у бизнес-терминала «Пулково-3» или будет использоваться только для внутренних нужд «Газпрома».

Закончить строительство аэропорта должны в ноябре 2024 г. Название фирмы-подрядчика не раскрывается, это позволяет федеральный закон о закупках. Аэродром находится в 11,5 км по прямой от «Лахта центра», где «Газпром» собирается разместить свою штаб-квартиру.

Аэродром в Левашове принадлежит Министерству обороны, но является аэродромом совместного базирования – использовать его взлетно-посадочную зону по распоряжению российского правительства от 10 августа 2007 г. кроме военных могут Минпромторг, научно-производственное предприятие «Радар ММС» и авиапредприятие «Газпром авиа». 14 августа 2019 г. президент России поручил Минобороны заключить с «Газпром авиа» концессионное соглашение по модернизации аэродрома. Как сообщал «Интерфакс», соглашение предполагало концессию на 49 лет, компания «Газпром авиа» должна выплачивать Министерству обороны 1 руб. в год концессионной платы, плюс ежегодная плата за пользование земельным участком из расчета 0,05 руб. за 1 кв. м.

Строительные работы на аэродроме начнутся, когда закончится обследование территории в 361 га, – специалисты с металлоискателями будут искать оставшиеся со времен войны бомбы и снаряды, следует из другой закупки, которую 10 февраля провел «Газпром инвест». Поиск взрывоопасных предметов должны завершить до 30 октября 2021 г.

Работы по превращению военного аэродрома в современный аэропорт разделены на шесть этапов. На первом должно быть обеспечено создание технической возможности эксплуатации гражданских судов. На втором – организация внутренних воздушных линий с максимальной пропускной способностью терминала 100 человек в час (прилет – 50 пассажиров в час, столько же – вылет). На шестом этапе должен быть создан пункт пропуска через государственную границу, а пассажиропоток увеличиться до 200 пассажиров в час. Об этом говорится в ведомости объемов работ, которую опубликовал на сайте госзакупок «Газпром инвест».

Аэродром будет располагать 10 местами для стоянок самолетов Boeing 737, SSJ100, Як-42, Ту-134, тремя местами для вертолетов Ми-8 и пассажирским перроном для разных типов самолетов, в том числе бизнес-джетов Falkon 900.

Ширина взлетно-посадочной полосы составит 300 м (ее длина 2,7 км позволяет принимать гражданские самолеты). На территории аэродрома построят профилакторий для летного состава на 100 человек, административное здание «Газпром авиа» на 300 человек, еще одно служебное здание на 200 человек, поставят памятник самолету Ту-134 и оборудуют стоянки для легковых автомобилей. К терминалу собираются построить новую дорогу от КАД в районе Парашютной улицы.

«Газпром авиа» образована в 1995 году. В ее парке, как указано на сайте компании, более 30 самолетов и 100 вертолетов. Она выполняет рейсы из аэропортов «Внуково», «Пулково», «Бованенково», «Остафьево» и «Ямбург».

«Газпром» делает проект под себя, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, поэтому рассматривать его как конкурента «Пулково» некорректно. Это бизнес-аэропорт. Однако «Пулково» тоже обслуживает бизнес-рейсы. И стоит обратить внимание, что Петербург получает концессионные платежи от оператора «Пулково», поэтому любой пассажир, обслуженный не в «Пулково», – это недополученные доходы. С другой стороны, новый бизнес-аэропорт расположен в границах Петербурга, поэтому налоговые поступления пойдут в городской бюджет, рассуждает Пантелеев. В целом проект ориентирован на удовлетворение узкой ниши – интересов «Газпрома», говорит эксперт.

Новый аэропорт может использоваться не только для нужд «Газпрома», но и для бизнес-авиации других крупных компаний, заявил в выпускаемой «Газпром инвестом» корпоративной газете директор компании «Газпром гражданское строительство» Антон Троянов. Он считает, что аэропорт в Левашове логично расположен неподалеку от «Лахта центра», где вскоре будет располагаться «мозговой центр всей системы» группы «Газпром».

Генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб» Юлия Липатова сомневается, что новый аэропорт будет привлекателен для корпоративных перелетов не принадлежащих «Газпрому» компаний. Сейчас бизнес-рейсы обслуживаются в терминале «Пулково-3». «Это дорогой сервис, им может воспользоваться только топ-менеджмент крупнейших компаний, высокопоставленные чиновники и гости крупных международных форумов. Это довольно ограниченный сегмент рынка», — говорит Липатова. «Пулково» удобно расположен, поэтому перспективность Левашово с точки зрения привлечения потока бизнес-пассажиров вызывает вопросы, считает она.

Максимальная пропускная способность бизнес-терминала «Пулково-3» составляет 1500 пассажиров в сутки. По данным компании «Джетпорт СПб», которая выступает оператором терминала, в год он принимает 4000 воздушных судов и 23 000 пассажиров бизнес-авиации. Эксперты не взялись оценить возможную пропускную способность аэропорта в Левашово, исходя из документов, опубликованных на сайте госзакупок.

Генподрядчиком по строительству аэродрома может стать компания «Ленгазспецстрой», предположило интернет-издание «Фонтанка.ру». Однако в самом «Ленгазспецстрое» «Ведомостям» заявили, что контракт на строительство аэропорта не подписывали. В «Газпром инвесте» и «Газпром авиа» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Начиная с 2019 г. «Газпром инвест» опубликовал на сайте госзакупок шесть контрактов по модернизации аэропорта «Левашово» на общую сумму 45,5 млрд руб.