Ритейлеры сделали ставку на кассы самообслуживания

До половины покупателей в  петербургских сетях обходятся без помощи кассиров
На месте одной обычной кассы можно разместить 3–4 кассы самообслуживания /Х5

Торговые сети в Петербурге увеличивают количество касс самообслуживания. В «Перекрестке» ими пользуются больше половины клиентов, в «Ленте» на покупки без контактов с кассирами приходится треть чеков. Этому способствовала пандемия – покупатели стараются минимизировать общение с работниками торговли.  

Если в среднем по стране кассами самообслуживания в магазинах X5 Retail Group (владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») пользуются 24% посетителей, то в петербургских «Перекрестках»  больше половины (57,8%) покупателей оплачивают товары самостоятельно, говорят в пресс-службе группы. В Петербурге установлены 625 касс самообслуживания в 124 магазинах «Пятерочка» и «Перекресток». Это 9% от общего количества касс самообслуживания, работающих в торговых точках X5 по стране (7000 касс). Несколько тысяч новых касс будут установлены в магазинах до конца года, сказали в компании.

Кассы для самостоятельной оплаты работают в 99% магазинов «ВкусВилл», сообщили в пресс-службе сети. Такое оборудование в обязательном порядке устанавливается во всех открывающихся точках.

Количество клиентов, пользующихся кассами самообслуживания, растет, подтверждают в пресс-службе торговой сети «Лента». В целом на бесконтактные покупки в «Ленте» приходится 30% всех чеков, самые высокие показатели – в Петербурге и Москве. «Покупатели предпочитают  избегать контактов с кассирами», – сказали в «Ленте», объясняя, как эпидемия повлияла на популярность касс самообслуживания.

С тем, что стимулом развития системы бесконтактных покупок стала боязнь клиентов заразиться коронавирусом, согласна  партнер агентства M. A. Research Анна Синявская. Но это выгодно и сетям, говорит она. За счет установки касс самообслуживания ритейлеры экономят на оплате труда кассиров: для обслуживания нескольких таких аппаратов  нужен всего один человек, плюс сокращаются очереди в кассы – это важно для увеличения проходимости покупателей, поясняет Синявская.

Синявская, впрочем, отмечает, что ритейлеры получают не только плюсы, но и минусы: новое оборудование дорогое (касса самообслуживания без возможности заплатить купюрами стоит  330 000 руб., с купюроприемником – 500 000 руб., но на цену влияет объем закупки) и будет окупаться несколько лет.

Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров со сроками окупаемости не согласен. Он считает, что кассы самообслуживания окупятся гораздо быстрее. «На месте одной обычной кассы можно разместить 3–4 кассы самообслуживания,  ими пользуются до 50% покупателей, экономия на фонде оплаты труда в магазинах может составить от 20 до 25%», – говорит  Бурмистров.

Кроме того, сети разрабатывают собственные модели касс самообслуживания, и на этом можно существенно сэкономить, объясняет Бурмистров. Так сделала X5 Retail Group – их вариант кассы существенно дешевле и эффективнее типовых решений, которые предлагают сторонние разработчики, говорит Бурмистров. Ранее директор по инновациям X5 Иван Мельник говорил «Ведомостям», что их касса в 2–4 раза дешевле аналогов (но конкретную стоимость называть не стал).

Другим минусом развития систем самообслуживания для ритейлеров  Синявская считает возможное увеличение краж в магазинах. О том, что краж в продуктовых сетях стало больше, писал в декабре «Коммерсантъ», отмечая, что тема воровства в магазинах табуирована, так как руководители сетей считают, что упоминание краж в СМИ может подтолкнуть к ним людей. По данным издания, на потери от воровства может приходиться до 9% оборота сетей. Эксперты газеты связали рост краж в 2020 г. с распространением касс самообслуживания.

Бурмистров заявил «Ведомостям», что рост краж «связан в большей степени со снижением реальных доходов населения, чем с внедрением касс самообслуживания». По его словам, проблема решается развитием систем контроля и безопасности.

Все торговые сети, с которыми говорили «Ведомости», говорят о дальнейшей автоматизации в отношениях магазинов и покупателей. В «Ленте» рассказали о планах расширить количество селф-сканеров (устройств, с которыми можно ходить по торговому залу и получать информацию о товаре) и тестировании новой системы навигации: покупатель будет видеть на селф-сканере карту торгового зала, расположение  отделов и продуктов и место, где находится он сам, рассказали «Ведомостям» в пресс-службе сети.

В «Пятерочке» сообщили, что в марте в магазинах появились кассы самообслуживания с новым интерфейсом. Это ускорило покупку с 1 минуты 53 секунд до 1 минуты 29 секунд, поскольку  позволило уменьшить количество действий, которые должен совершить  клиент. Доля трафика на кассах без кассиров в магазинах сети выросла на 5%.

Ни один ритейлер не планирует полностью отказываться от традиционных касс с операторами.