Смольный стал владельцем бесплатной газеты «Метро»
В пандемию издание стало убыточным, могут потребоваться бюджетные субсидииАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» (ГАТР) приобрело 100% минус 1 акцию издательского дома «Три короны», выпускающего бесплатную газету «Метро», сообщил 22 июня «Ведомостям» генеральный директор ГАТРа Александр Малькевич. 1 акцию получил АО «Петроцентр». Издательский дом «Три короны» до продажи входил в Национальную медиа группу (НМГ).
И ГАТР, и «Петроцентр» на 100% принадлежат администрации Петербурга. ГАТР является учредителем и управляющей компанией телеканала «Санкт-Петербург». «Петроцентр» — издатель официальной газеты Смольного «Петербургский дневник».
Сумму сделки «Ведомостям» не раскрыли ни Малькевич, ни представители НМГ. Сделка позволит объединить ресурсы городского телеканала и популярной газеты, это отвечает интересам жителей Петербурга, сказал представитель НМГ. Похожий комментарий дал Малькевич: «Сделка состоялась в целях расширения аудитории телеканала. Благодаря объединению ресурсов будет обеспечена интеграция контента, это повысит рекламную привлекательность СМИ».
Малькевич сказал «Ведомостям», что газета была куплена на коммерческие доходы ГАТРа. Согласно данным «Контур.Фокуса», в прошлом году доходы от продаж компании составили 72 млн руб., но ГАТР закончил год с чистым убытком в 145 млн руб. ГАТР получает субсидии из городского бюджета – в 2020 г. они составили 1,28 млрд руб. В этом году, как видно из бюджета Петербурга, субсидия каналу стала меньше на 227 млн руб.
Для покупки «Метро» Смольный собирался взять займ в 120 млн руб. у принадлежащего городу АО «Аэропорт Пулково», писала интернет-газета «Фонтанка.ру». Согласно данным сети деловых коммуникаций СБИС, рыночная стоимость издательского дома «Три короны», составляет 113,3 млн руб. Собеседник «Ведомостей» из политического блока Смольного говорит, что это похоже на реальную стоимость покупки актива. По словам Малькевича, сделка была посильной для ГАТРа.
Издательский дом «Три короны», по данным «Контур.Фокуса», закончил прошлый год с чистым убытком в 18 млн руб. Предыдущие пять лет газета была прибыльной. В 2018 г. она принесла владельцам 53 млн руб. чистой прибыли, в 2019 г. – 24 млн руб. До локдауна 2020 г. газета выходила ежедневно, сейчас – 2 раза в неделю, заявленный тираж составляет 150 000 экземпляров.
По словам Малькевича, коллектив редакции будет сохранен, редакционную политику менять не собираются. Тираж и периодичность планируем увеличить, говорит Малькевич.
Сделать издание окупаемым в нынешних условиях практически невозможно, полагает собеседник «Ведомостей» из Смольного, поэтому издание придется субсидировать, но сделать это в рамках субсидии, получаемой ГАТРом, невозможно – она выдается из бюджета города целевым назначением на работу канала «Санкт-Петербург».
В нынешней ситуации на рекламном рынке Петербурга издание газеты, возможно, потребует финансовой поддержки, полагает генеральный директор агентства Grand media service Андрей Волков. Но «Метро» имеет шансы выйти на окупаемость, если рекламный рынок снова начнет расти, говорит он. Волков отмечает, что газета «Метро» входит в пятерку изданий в Петербурге, которые аккумулируют до 80% рекламных доходов в печатных СМИ, у нее реально широкая аудитория. «Этот показатель не менее важен, чем объем рекламы», – говорит Волков.
Малькевич отказался отвечать на вопросы о возможности субсидирования газеты «Метро» из бюджета. «Считаю, что газета должна развиваться и кормить себя сама. Другое дело, что сейчас предстоит разобраться в том, как этот организм, ослабленный пандемией, функционирует», – сказал он «Ведомостям».
Получить комментарий у отвечающего за СМИ вице-губернатора Александра Бельского и председателя комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Владимира Рябовола не удалось. Собеседник «Ведомостей» из Смольного предположил, что приобретение газеты «Метро» произошло по просьбе акционеров НМГ к губернатору Петербурга. Таким образом они избавились от этого не нужного им актива.