Мусоровозы доедут до суда
«Автопарк №6 «Спецтранс» ради возвращения на рынок мусороперевозок Петербурга пойдет в суд«Автопарк №6 «Спецтранс» не смог добиться пересмотра итогов двух конкурсов по вывозу мусора в Петербурге, объявленных «Невским экологическим оператором» (НЭО). ФАС РФ 8 декабря отклонила обе жалобы компании на итоги госзакупок на общую сумму 10,7 млрд руб., сообщили «Ведомостям» в пресс-службе автопарка. Компания не согласна с решением антимонопольной службы и намерена обратиться в суд.
Генеральный директор «Автопарка №6» Сергей Глухов настаивает на том, что компания юридически не могла выполнить требования госзакупок, объявленных НЭО: в короткие сроки после даты объявления торгов до их проведения собрать акционеров и получить одобрение крупной сделки. Именно отсутствие такого документа стало причиной отклонения заявок компании на участие в конкурсах. Глухов считает, что НЭО не учел особенности акционерных обществ для участия в конкурсе и того, что автопарк уже 46 лет занимается перевозками мусора в городе.
Итоги каких госзакупок оспаривает «Автопарк №6 «Спецтранс»
В конце ноября НЭО подвел итоги четырех конкурсов на вывоз мусора в Петербурге. В двух из них на общую сумму 10,7 млрд руб. участвовал «Автопарк №6 «Спецтранс», но заявки компании были отклонены.
По одному из лотов потенциальный подрядчик должен был с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. ежегодно вывозить более 4,6 млн куб. м мусора из Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и Центрального районов. Этот лот достался АО «Автопарк № 1 «Спецтранс».
По второму требовалось в 2022 г. вывезти 6 млн куб. м мусора из Калининского, Красногвардейского, Петроградского, Приморского, Выборгского, а также части Невского и Центрального районов города. Контракт достался ООО «Эко лэнд», созданной в 2015 г.
Право на вывоз мусора в семи районах Петербурга, которые традиционно обслуживал автопарк №6, с 1 января 2022 г. по итогам конкурса должно перейти молодой компании «Эко лэнд», не имеющей опыта работы с большими объемами перевозок. Автопарк №6, несмотря на наличие 150 собственных мусоровозов, останется без государственных контрактов.
«Мы считаем, что для ООО «Эко лэнд» были созданы «особые» условия и нарушено конкурентное право других участников рынка, в том числе старейшего действующего перевозчика Санкт-Петербурга, в адресном списке которого на сегодняшний день более 2 млн жителей города. Однозначно оспаривать это решение мы будем в суде», – рассказал Глухов. По его словам, лицензия «Эко лэнда», которого НЭО признал победителем, на момент проведения заседания конкурсной комиссии была недействительной.
Шансы успешно решить дело в суде у компании небольшие, считает адвокат АБ «НБ» Александра Карабутова. Обычно судебная практика поддерживает позицию заказчика и антимонопольной службы, подчеркивает она. Недостаточный срок для проведения общего собрания и получения одобрения сделки в целом не рассматривается судом как основание признать результаты торгов недействительными, говорит Карабутова.
Отклонение заявок на конкурсах из-за отсутствия решения об одобрении сделки – достаточно распространенное явление, говорит партнер, руководитель антимонопольной и тарифной практик КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. Но антимонопольные органы в таких случаях не всегда соглашаются с заказчиками. Например, когда сделка относится к обычной хозяйственной деятельности и не требует отдельного одобрения, поясняет он. Москвитин считает, что до обращения в суд компании нужно дождаться полного текста решения антимонопольного органа с обоснованием отказа. На вечер 8 декабря ФАС не опубликовала решение.
Москвитин говорит, что компания может продолжить защищаться в суде и попробовать признать проведенные торги недействительными. Для этого ей придется доказать не только нарушение нормативных правил закупок, но и факт ущемления своих интересов. Например, что автопарк №6 мог выиграть конкурс, если бы предоставил согласие акционеров.
Кроме того, закон позволяет защитить интересны компании через взыскание убытков. Лицо, которое должно было стать победителем торгов, вправе требовать возмещения убытков вне зависимости от предъявления самостоятельного иска о признании торгов недействительными, утверждает Москвитин. «Безусловно, в рамках такого иска суд в любом случае проверит, были ли нарушения при проведении торгов, законно ли отклонили заявку или нет», — говорит он.
Карабутова считает, что есть еще один способ оспорить отклонение заявки — доказать, что сделка не является крупной для общества или относится к его обычной хозяйственной деятельности и не требует одобрения акционерами. «В таком случае суд может отменить результаты определения победителя закупки, а оценка всех заявок, в том числе заявки «Автопарка №6 «Спецтранс», будет проводиться заказчиком заново», — считает она.
В пресс-службе автопарка №6 не смогли ответить на вопрос о том, какой хозяйственной деятельностью компания займется в 2022 г., если проиграет суд и лишится возможности работать по госконтрактам. «Те обязательства, которые взяты, как перед жителями, так и перед работниками, будут выполнены в полном объеме. Дальнейшая стратегия обсуждается», — рассказали в пресс-службе.
Председатель общественной организации «Северо-Западный зеленый крест», эколог Юрий Шевчук напоминает, что в последнее время у властей не было претензий к автопарку №6. С работой по вывозу мусора компания справлялась хорошо, считает он. По мнению эколога, у НЭО могли быть свои не явные причины, из-за которых он не дал компании возможность побороться за контракт. «НЭО, как новая организация, должна внимательно относиться к выбору подрядчиков, и если они выбрали одного, а не другого, то тут должны быть какие-то веские обстоятельства», — уверен он.