Автопарк № 6 уехал в Ленобласть

Один из крупнейших перевозчиков мусора прекращает работу в Петербурге и расширяет бизнес в соседнем регионе
«Автопарк № 6 «Спецтранс» сократит парк техники с 150 до 80 машин /PIXABAY

Компания «Автопарк № 6 «Спецтранс», оставшаяся в 2022 г. без контрактов на вывоз мусора в Петербурге, планирует прекратить работу в городе и расширить деятельность в Ленинградской области. Об этом «Ведомостям» сообщил первый заместитель генерального директора Владимир Куксин.

Он напомнил, что до 2022 г. автопарк № 6 вывозил 270 000 куб. м отходов в месяц из Петербурга и 80 000 куб. м из Ленобласти. В конце прошлого года компания приняла участие в двух конкурсах на вывоз мусора из города, объявленных новым региональным оператором – «Невским экологическим оператором» (НЭО), но не смогла победить. ФАС не нашла причин пересматривать итоги конкурса, поэтому автопарку приходится искать новые рынки.

Почему автопарк № 6 остался без контрактов

В 2021 г. АО «Автопарк № 6 «Спецтранс» участвовало в двух из четырех аукционах по вывозу мусора в Петербурге, организованных «Невским экологическим оператором».  Компания предложила 3,519 млрд руб. за вывоз в 2022 г. 6 млн куб. м мусора из Калининского, Красногвардейского, Петроградского, Приморского, Выборгского, а также части Невского и Центрального районов города, но не была допущена к торгам. Также компания не смогла победить в конкурсе на ежегодный вывоз в 2022-24 гг. 4,6 млн куб. м мусора из Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и Центрального районов на 7,2 млрд руб. В обоих случаях причиной отстранения компании от конкурсов стало то, что она не смогла предоставить согласия акционеров на одобрение 

По словам Куксина, автопарк в этом году рассчитывает полностью перевести бизнес в Ленобласть и перевозить там 200 000–250 000 куб. м мусора в месяц. С 1 декабря компания начала работу во Всеволожском районе, где сейчас вывозит около 2/3 общего объема мусора, а с 1 января приступила к работе в Тосненском районе по субподряду.

«Мы сейчас в стадии реорганизации, оздоровления и укрупнения в Ленинградской области. В городе в 2022 г. мы не будем представлены. К нам никто не вышел с предложением работы по субподряду, сейчас мы собираем свое контейнерное хозяйство в Петербурге», – рассказал Куксин.

До конца I квартала автопарк планирует забрать с площадок Петербурга всю свою оставшуюся собственность – около 20 000 контейнеров. Часть из них уже выкупили другие компании, начавшие работать в районах, которые раньше обслуживал автопарк. Но вместе с контейнерами компании приходится за свой счет забирать и вывозить для захоронения содержащийся там мусор. Куксин оценил ущерб в несколько десятков млн руб.

Из-за сокращения объемов перевозок компании придется продать и утилизировать часть мусоровозов. К концу года автопарк должен будет уменьшиться со 150 до 80 машин, но большая часть из них составит новая техника – около 20 машин были куплены в расчете на контракт с НЭО в 2021 г., еще 20 будут закуплены в январе, рассказал Куксин. По его оценке, автопарк в итоге потеряет больше половины ежегодной выручки (в 2019 г. она составила 1,9 млрд руб., в 2020 г. – 2,5 млрд руб.), а также сократит штат, который сейчас насчитывает около 700 сотрудников. Сколько сотрудников придется уволить, он не уточнил. В то же время в планах автопарка – принять участие в будущих конкурсах и вернуться в Петербург. «У нас есть план в 2023 г. вернуться в Петербург, мы однозначно буем участвовать в следующих конкурсах НЭО», – рассказал Куксин.

Заместитель председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам заксобрания Петербурга Дмитрий Павлов назвал новость об уходе в Ленобласть автопарка с более чем 40-летней историей работы в городе «печальной для Петербурга». «Надеюсь, они вернутся в Петербург», – сказал он.

Председатель правления ассоциации «Раздельный сбор» Татьяна Нагорская говорит, что автопарк № 6 уже работал в Ленобласти, но дадут ли ему расшириться местные игроки – неизвестно. Председатель общественной организации «Северо-Западный зеленый крест» эколог Юрий Шевчук считает, что компания сможет полноценно обосноваться в Ленобласти. Петербургскому перевозчику не придется вытеснять конкурентов: он может вывозить не только бытовой мусор, который составляет лишь 7–8% всего объема отходов, но и промышленный.

Все три собеседника «Ведомостей» говорят, что монополизация рынка в руках НЭО, который с 1 января начал работу в качестве единого регионального оператора, снизила маневренность в принятии решений. Шевчук напомнил, что из-за смены перевозчиков мусора по решению НЭО с 1 января город столкнулся с мусорным коллапсом: несколько дней мусорные контейнеры были переполнены, оператор не справлялся с вывозом отходов.

По словам Нагорской, раньше потребители услуг могли оперативно решить все проблемные вопросы напрямую с конкретными перевозчиками отходов, которых насчитывалось более 40. Теперь с жалобами к конкретному перевозчику обратиться нельзя, во всем должен разобраться единый оператор – НЭО. Это будет затягивать решение проблем, считает она. Но в 2023 г. НЭО может пойти на очередной передел рынка перевозок: заключенные на 2022 г. контракты завершатся, нужно будет искать новых подрядчиков. А итоги года покажут, насколько эффективной оказалась смена перевозчиков. Например, по словам Нагорской, у потребителей уже есть претензии к новичку рынка – компании «Эко лэнд», которая получила для обслуживания бывшие территории автопарка № 6.