Трамвай «Чижик» не поедет во Всеволожск

Концессионер рассчитывает получить федеральное софинансирование на продолжение проекта, но власти не спешат подавать заявку
На участок протяженностью 14 км до Всеволожска требуется около 15 млрд руб. инвестиций /chizhik-lrt.ru

«Транспортная концессионная компания» (ТКК) передала властям Ленинградской области всю необходимую документацию по продлению частной трамвайной линии «Чижик» во Всеволожск для подачи заявки в Минтранс на получение бюджетного инфраструктурного кредита. Об этом «Ведомостям» сообщил директор ТКК Сергей Окутин. Но как пояснили «Ведомостям» в пресс-службе регионального комитета по транспорту, подавать заявку не планируется.

В 2016-19 гг. «Транспортная концессионная компания» (ТКК) реконструировала около 15 км трамвайных путей и запустила четыре новых трамвайных маршрута от метро «Ладожская» в Петербурге. По словам Окутина, объем инвестиций составил 15,4 млрд руб. С 2019 г. концессионер, власти Петербурга и Ленинградской области обсуждали продолжение трамвайной линии до Всеволожска. В октябре прошлого года «Фонтанка» писала, что власти Ленобласти уже готовят заявку на софинансирование из федерального бюджета.

По оценкам Окутина, на участок протяженностью 14 км требуется около 15 млрд руб. инвестиций. Часть маршрута (около 1 км) должна пройти по территории Петербурга, остальной участок – по Ленинградской области. По мнению Окутина, привлечь софинансирование из федерального бюджета за счет инфраструктурного кредита – это единственная на сегодняшний день возможность продолжить проект. «Необходима господдержка. Если не будет предоставлена какая-то часть инвестиционно- бюджетных кредитов, то вероятность того, что эти проекты состоятся, будет нулевой», — подчеркнул он.

В декабре прошлого года правительство выделило проекты по обновлению городского электротранспорта и инфраструктуры для него в отдельную группу на предоставление инфраструктурных кредитов. В этом году федеральные власти отобрали 10 первых регионов, в которых за счет кредитов ВЭБ.РФ, федерального бюджета и средств инвесторов планируется реализовать проекты на 231 млрд руб. На эти деньги будет закуплено 600 вагонов трамваев, около 300 электробусов, проведены строительство и реконструкция более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Но ни Петербург, ни Ленинградская область не вошли в этот список.

Сбор заявок от региональных властей на получение бюджетных инфраструктурных кредитов на транспортные проекты продлится до 1 октября этого года. Максимальный размер софинансирования не может превышать общей суммы вложений инвесторов. Но продолжение «Чижика» во Всеволожск станет экономически целесообразным даже при госфинансировании в размере 30% от его стоимости, уверен Окутин.

Согласно условиям программы, подавать заявку на софинансирование из федерального бюджета должно руководство региона. В пресс-службе комитета по транспорту Ленобласти «Ведомостям» сообщили, что заявка еще не подавалась и на ближайшее время таких планов нет. «Комитет Ленинградской области по транспорту пока не планирует подавать заявку в Минтранс РФ для получения федерального финансирования на этот проект, совместный с ТКК», — говорится в ответе на запрос «Ведомостей».

Опрошенные «Ведомостями» аналитики считают, что без федерального софинансирования у проекта крайне мало шансов на реализацию. «Сейчас концессионеры ждут субсидий, дополнительных льгот и хеджирования рисков со стороны государства. Я не думаю, что Ленобласть будет готова к дополнительному финансированию, если только она не привлечет к этому проекту целевой инфраструктурный кредит», — говорит транспортный инженер Иван Вергазов.

Финансовый аналитик, автор стратегий автоследования компании «Финам» Дмитрий Марков отмечает, что при наличии льготного кредитования проект будет окупаемым: возврат инвестиций может составить 10-12 лет. Но без государственного участия перспектива его реализации довольно сомнительна. «С одной стороны, инвестиции в инфраструктуру в кризисные периоды – это лучший способ улучшить экономическую ситуации как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Но для регионального бюджета суммы инвестиций значимые, поэтому есть риск заморозки проектов», — поясняет он.

В то же время власти региона не планируют совсем отказываться от прокладки трамвая во Всеволожск. В комитете сообщили, что будут развивать «другие направления по трамвайной линии до Всеволожска», но не уточнили, о каких проектах идет речь.

Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra (бывшая «А+С Транспроект») Владимир Валдин рассказал «Ведомостям», что по заказу ГКУ «Ленавтодор» организация разрабатывала программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Ленобласти до 2035 г. и схему организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом. Направление на Всеволожск рассматривалось в программе как перспективное для строительства трамваев, которые являются пассажироемким транспортом. «Транспортный спрос там есть. Там прогнозировался достаточно высокий пассажиропоток», — отметил он.