Совладелец «Петербургского нефтяного терминала» планирует покинуть сахалинский проект
Михаил Скигин продал долю в компании, созданной для привлечения инвестиций после старта строительства порта на СахалинеООО «Развитие транспортных проектов» (РТП), которое через кипрскую TPD Holding Limited в равных долях принадлежит петербургским предпринимателям Михаилу и Евгению Скигиным, продало свою долю в ООО «Новая энергия» — одной из двух инвестиционных компаний, созданных для привлечения инвестиций после старта строительства нового порта на Сахалине. Согласно данным СПАРКа, принадлежавшая ранее РТП доля в 34% с 6 сентября перешла бизнесмену Роману Белоусову.
Михаил Скигин подтвердил «Ведомостям» факт сделки и сообщил, что вскоре полностью выйдет из сахалинского проекта. «По ряду причин я пока не рассматриваю инвестиции в новые проекты и сосредоточился на реализации уже имеющихся. Поэтому я принял решение выйти из состава этой компании, что и было сделано через выход РТП из капитала ООО «Новая энергия». Также я рассматриваю возможность полного выхода из сахалинского проекта. Мы с партнерами и кредиторами сейчас обсуждаем условия моего выхода из него. Я поступаю так, чтобы сосредоточиться на других проектах, которые не только требуют вложений, но уже сейчас приносят доходы», — сообщил он.
Чем Михаил Скигин занимается в Петербурге
Михаила Скигин — председатель совета директоров и один из совладельцев крупнейшего игрока Большого порта Санкт-Петербург — АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ). По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2021 году ПНТ перевалил 9 млн тонн нефтепродуктов — почти 15% всего портового грузооборота. По данным СПАРК, выручка компании от продаж составила в прошлом году 7,4 млрд руб., стоимость чистых активов — 6,8 млрд руб. С сентября прошлого года ПНТ приступил к масштабной реконструкции с инвестициями в 5 млрд руб. только на первом этапе. Фактически речь идет о строительстве новой системы хранения нефтепродуктов на территории старой части терминала.
В марте прошлого года председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил концессионное соглашение о создании на восточном побережье Сахалина современного грузового комплекса с угольным, нефтяным и газовым терминалами. Объект, который сможет обслуживать суда с полной грузоподъёмностью до 80 000 т, планируется разместить на границе Макаровского и Поронайского районов. Общий объем инвестиций в него оценивается в 35,9 млрд руб. При этом из бюджета на обустройство инфраструктуры будет выделено 3,96 млрд руб.
Реализует проект оператор «Многофункциональный грузовой район» (МГР). На момент старта проекта компания на 45% принадлежала РТП, долей в 35% владел Роман Белоусов, еще 20% были у московского ООО «Русдор-финанс». В июле прошлого 90% «Многофункционального грузового района» перешли к компании «Синее море», полностью принадлежавшей Ольге Пучковой. В мае этого года в проект вошел Газпромбанк. Он прокредитовал МГР на 2,25 млрд руб., а аффилированная с ним компания получила 9% уставного капитала.
В июле прошлого года РТП также приобрела у Белоусова 49% другой инвестиционной компании, связанной с привлечением инвестиций в сахалинский проект — «Овум груп». До 6 сентября Скигин через свои активы сохранял доли в обеих инвесткомпаниях. Сейчас у него остается только доля в «Овум груп» — он контролирует 49%.
Как бизнесмен рассказал «Ведомостям», он с самого начала готов был предлагать потенциальным инвесторам проекта доли в МГР, а сам вполне удовлетворился бы ролью миноритария. Новый владелец «Новой энергии» Роман Белоусов подтвердил «Ведомостям» выход РТП из учредителей компании и также сказал, что связано это с тем, что «РТП сейчас не рассматривает инвестиции в новые проекты». Бенефициар основной доли «Новой энергии» Ольга Пучкова комментировать переход долей компании от РТП к Роману Белоусову не стала. Теперь она ключевой владелец строящегося на Сахалине порта – через «Синее море» ей принадлежат 66% «Новой энергии». Само «Синее море» с этого февраля принадлежит ей на 50%. Другая половина компании у АО «Восток» москвича Александра Климова. Роман Белоусов в свою очередь возглавляет обе инвестиционные компании — «Новую энергию» и «Овум груп».
Несмотря на выход из сахалинского порта, Скигины вместе с Пучковой и Белоусовым сотрудничают по другим совместным проектам. Так, Пучкова в мае этого года стала партнером братьев Скигиных в проекте платных автомобильных дорог. А Белоусов остается партнером Евгения Скигина в московском ООО «Коноплекс», которое специализируется на продукции из промышленной конопли.
По мнению руководителя юридического департамента судостроительного производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Марины Ведмук, причиной изменения структуры собственников инвестиционной компании могли стать международные санкции. Офшорные компании сейчас выходят из российских юрлиц из-за нежелания показывать Европе сам факт наличия активов в России. «Думаю, руководители сахалинского проекта, предпринимают такие маневры ещё и для спокойствия инвесторов — наличие резидента из европейской юрисдикции может восприниматься сейчас как фактор риска», — поясняет эксперт.
Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов полагает, что мотивы выхода нерезидента из проекта могут быть разными, в том числе и не связанными с текущей геополитической ситуацией. «Что касается появления новых инвесторов, то это, похоже, совершенно рыночная история. Такого рода объединения нескольких независимых лиц являются традиционным для крупных инвестиционных проектов. Учитывая масштабы планируемого, вполне возможно, что собственнику потребовались дополнительные финансовые вложения для его реализации, и часть из них он решил привлечь через инвестиции в капитал предприятия. Косвенно в пользу этого может свидетельствовать размер доли, оставшейся у основателя после всех сделок (66%), поскольку инвесторы очень часто хотят иметь контрольный пакет», — говорит юрист.
Директор по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин уверен, что международные санкции вряд ли повлияют на строительство сахалинского порта. Но в нынешней ситуации он видит и новые риски для проекта. «Текущая внешнеэкономическая ситуация может повлиять на проект лишь в смысле сокращения государственного финансирования, которое там запланировано — сейчас появилось много всего нового, на что приходится тратить деньги», — полагает Александр Головизнин.