Более 1200 ввезенных параллельным импортом автомобилей зарегистрировали в Петербурге

Но пока их доля не превышает 5-10% от объемов продаж до февраля 2022 г.
Параллельный импорт развивается с трудностями из-за бюрократических процедур /Freepik

По итогам I квартала в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 1296 автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, включая легкие грузовики и пикапы, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе «Автостат инфо». «Эти данные отражают не ввоз, а количество регистраций. Сами автомобили могли быть ввезены раньше», — уточнил собеседник издания.

Количество регистраций автомобилей каждый месяц постепенно росло. Так, в январе была зарегистрирована 321 машина, ввезенная параллельным импортом, в феврале – 436, в марте – 539. В Ленинградской области объемы регистраций таких автомобилей оказались значительно меньше. В январе было отмечено 42 регистрации, в феврале – 78, в марте – лишь 79.

Напомним, в прошлом году правительство РФ утвердило список товаров, которые можно ввозить по параллельному импорту, то есть без разрешения правообладателя. Преимущественно этот список состоит из производителей, которые покинули Россию после 2022 г. или раньше, например, среди автомобильных производителей это Volvo, Renault, Mercedes-Benz, BMW, Vokswagen, Mitsubishi, Toyota, Lexus и т.д.

За I квартал наибольшее количество автомобилей, ввезенных параллельным импортом и зарегистрированных в Петербурге, также были представлены теми брендами, которые ушли из России. Самой популярной маркой для ввоза в Петербурге в январе–марте стали BMW X5 и Kia Mohave. Также ввозились автомобили Toyota Land Cruiser, Porsche Cayenne, Hyundai Santa Fe, Subaru Forester, Mazda CX-4, RAM и др.

Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов отмечает, что ввезенные машины можно разделить на три категории: кроссоверы среднего ценового сегмента, кроссоверы низкого ценового сегмента и премиальные бренды. По его словам, наиболее востребованной оказалась именно первая категория машин. При этом на рынке Петербурга и других регионов России появились автомобили, которые раньше официально вообще не продавались в стране. В частности, это отдельные марки автоконцернов Volkswagen, Hyundai и др.

«Дилеры активно развивают параллельный импорт. Получилось так, что эта схема позволяет потребителю познакомиться с автомобилями, которых раньше официально в России не было», – пояснил эксперт.

В то же время параллельный импорт пока не позволяет полностью заместить те объемы продаж, которые отмечались до ухода из РФ ключевых иностранных компаний. По оценке Гаврилова, текущие регистрации машин по параллельному импорту в Ленобласти и Петербурге – это менее 10% от объемов продаж импортных автомобилей в феврале 2022 г. Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев уточняет, что эта доля не превышает 5–6%.

Бургазлиев добавил, что параллельный импорт развивается с трудностями из-за бюрократических процедур. Он напомнил, что в России обработка заявок на прохождение каждой поставки проходит «вручную». «Есть определенные трудности, которые возникают на таможне. К тому же процедура ввоза происходит в ручном режиме. Например, обработкой заявок занимается НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт. – «Ведомости»), но он не может принять большое количество заявок», – прокомментировал эксперт.

Сейчас ФГУП «НАМИ» является единственной уполномоченной организацией, в соответствии с постановлением правительства РФ проводящей оценку соответствия транспортных средств. Так как машины поставляются из разных стран, оценивается каждый отдельный экземпляр, а не партия целиком, что затягивает проведение оценки.

Сейчас параллельный импорт активно идет в Россию через Дальний Восток, Казахстан, ОАЭ и Китай, рассказал Бургазлиев. По его словам, есть отдельные случаи ввоза напрямую из Европы в Санкт-Петербург или Калининград, но пока в совсем небольших объемах.