«Пятерочка» до конца года откроет 60 новых магазинов в Петербурге и Ленобласти

До конца 2025 г. сеть планирует оснастить до 95% местных магазинов пекарнями и кофемашинами
Всего в Северо-Западном регионе работают 929 магазинов сети /5ka.ru

Группа X5 Group (владеет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») до конца года планирует открыть в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 60 новых магазинов «Пятерочка». Об этом журналистам в пятницу, 7 июля, на открытии двадцатитысячного магазина сети в России сообщил генеральный директор «Пятерочки» Владислав Курбатов.

По данным на июль 2023 г., всего в Северо-Западном регионе работает 929 магазинов сети, 531 из которых находится в Санкт-Петербурге. В пятницу был открыт двадцатитысячный магазин в РФ – им стал объект в ТЦ «Вега» (Кировский район). Его площадь составляет 300 кв. м.

Напомним, что с 2019 г. доля магазинов X5 Group в городе и отдельных районах Ленобласти превышала допустимые антимонопольным законодательством ограничения в 25%, что не позволяло ей развиваться дальше. В частности, по данным ФАС, в 2020 г. она достигла 28,9% (в основном за счет открытия новых «Пятерочек»). Как рассказывал ранее журналистам  директор по развитию «Пятерочки» на Северо-Западе Андрей Кондратюкин, на фоне роста рынка торговых сетей по итогам 2022 г. доля Х5 Group упала ниже 25%, что позволит ритейлеру в 2023 г. увеличить количество новых магазинов в городе и области.

Как сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского УФАС России в ответ на запрос «Ведомостей», в границах Санкт-Петербурга доля ООО «Корпоративный Центр Икс 5» по итогам прошлого года составила 23,7% от общего оборота.

Около 4% функционирующих в регионе «Пятерочек» – это франчайзинговые магазины. По словам директора макрорегиона Северо-Запад торговой сети «Пятерочка» Андрея Тимофеева, количество франчайзинговых точек будет расти. Но точно неизвестно, сколько из запланированных к открытию в текущем году магазинов будут представлено в таком формате.

СТМ и готовая еда

Как рассказали журналистам представители компании, в условиях конкурентного рынка торговая сеть принимает меры по сдерживанию цен и обновлению концепции, чтобы не потерять покупателя. В частности, в сети увеличивается доля продукции собственных торговых марок (СТМ).

«Рынок становится более конкурентным. Поэтому мы понимаем значимость цены для покупателя, тем более в эпоху появления хард-дискаунтеров. Чтобы дифференцироваться, активно занимаемся производством СТМ и пытаемся выставлять на полки продукцию достойного качества по доступной цене», – уточнил Курбатов.

Объем продукции собственной торговой марки в сети сейчас превышает 3700 SKU (stock keeping unit – единица складского учета. – «Ведомости») и составляет 24,5% от общего товарооборота. Это на 1,5% выше, чем годом ранее, отметил Курбатов. Проникновение в чек товаров СТМ оценивается в 50%.

Торговая сеть также планирует расширять ассортимент готовой продукции и совершенствовать систему доставки товаров. В ближайшие 2-3 года ожидается повышение спроса покупателей на готовую еду, поэтому «Пятерочка» собирается расширить линейку предоставляемых товаров в этом сегменте. Доставка готовой еды осуществляется пока из 140 магазинов сети.

Чем будут отличаться новые «Пятерочки»

Тимофеев уточнил, что новые торговые точки «Пятерочки» в регионе запускаются сразу с обустроенной пекарней и установленным кофе-аппаратом. По его словам, на данный момент в Санкт-Петербурге 57% магазинов сети оборудованы кофемашинами (установлено около 4000 аппаратов) и печью. За ближайшие два года планируется увеличить этот показатель до 95%. Также в магазинах обустраивают двухместные кофе-поинты, но модель работы на вынос остается ключевой.

По словам Курбатова, ритейлер уже вошел в топ-3 по продажам кофе на вынос (первые два места занимают «Вкусно – и точка» и KFC). При этом в планах сети – увеличить объемы продаж за счет дооснащения магазинов.

Программу по техническому оснащению магазинов сети (в частности, печами) планируют выполнить до 2025 г. Из-за санкций сети пришлось заменить поставщиков. Если в первых магазинах «Пятерочка» устанавливали немецкие печи, то теперь техника частично будет приобретаться у Китая.

В то же время Курбатов уточнил, что концепт магазинов «все время трансформируется». Дальнейшие изменения также будут направлены на повышение эффективности персонала и сдерживание цен.

Сможет ли «Пятерочка» нарастить объем продаж

Продажа торговой еды в магазинах — один из самых быстрорастущих сегментов в денежном выражении, который сохранит высокие темпы роста, уверен генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «В целом по сети "Пятерочка" в 2022 г. доля готовой еды в продажах приблизилась к 1,7%, однако в магазинах с пекарнями и кофемашинами доля кулинарии уже превышает 5%. Прирост продаж после запуска в магазине пекарни и кофемашины, а также формирования ассортимента готовой упакованной кулинарии составляет 6-7%», — приводит данные эксперт.

В то же время появление новых «Пятерочек» не сильно изменит конкурентную среду на рынке, считает владелец торговой сети «Реалъ» Александр Мышинский. Он отмечает, что все ключевые конкуренты X5 Group тоже активно развиваются, включая «Магнит», «Ленту» и др.