Петербургская «Роббо» в этом году запустит проекты в двух новых странах

В октябре компания открыла первую школу в китайском Нанкине, вложив $500 000
Сейчас собственные школы и открытые по франшизе кружки, в которых используют EdTech наборы «Роббо», есть в  35 странах мира /Freepik

Петербургский разработчик и производитель робототехнических EdTech наборов «Роббо» планирует до конца 2023 г. открыть свои образовательные проекты еще минимум в двух новых странах мира. Об этом в интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал основатель и продюсер «Роббо» Павел Фролов, но не уточнил названия государств.

Сейчас собственные школы и открытые по франшизе кружки, в которых используют EdTech наборы «Роббо», есть в  35 странах мира: помимо России это Финляндия, Таиланд, Великобритания, США, Испания, Вьетнам, Китай, Казахстан, Беларусь, Грузия, Таджикистан, Израиль, Германия, Италия, Япония, Латвия, Румыния, Нигерия, ЮАР, Туркменистан, Бангладеш, Словакия, Норвегия, Австрия, Болгария, Танзания и др. Компания реализует проекты как по франшизе, так и вкладывая в запуск собственные инвестиции.

В середине октября «Роббо» запустила первый собственный образовательный проект в китайском Нанкине, инвестировав в него $500 000. Китайское представительство компании было открыто в 2022 г. после победы в конкурсе Russia-China Competition 2021 и получения целевого гранта. В октябре прошлого года по итогам конкурса, проводимого Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Цифровые технологии», «Роббо» получила грант в 20 млн руб. на развитие и коммерциализацию в Китае. Первые занятия в китайском классе стартовали в октябре 2023 г.

По словам Фролова, правительство Китая поддержало открытие образовательного класса: компании выделили бесплатный офис. В то же время одним из условий развития образовательного бизнес-проекта стала локализация производства необходимого для реализации проекта оборудования на территории страны. В Китае проект подразумевает адаптацию двух продуктов: наборов оборудования и учебных материалов для преподавания технических дисциплин в общеобразовательных школах, а также кружков программирования и робототехники для детей. По данным компании, после запуска собственного образовательного проекта в этом году «Роббо» планирует открыть и франшизу для китайского рынка. 

«Китай – страна, в которой больше всего школ в мире, их там более 1 млн. Соответственно, как рынок Китай для нас является приоритетным», – пояснил Фролов.

По его словам, у компании сложился типовой сценарий по выходу в новые страны: первичные инвестиции в запуск нового проекта оцениваются в $500 000, а работа над ним до открытия первого класса занимает примерно два года. Напомним, что в этом году «Роббо» запустила два собственных проекта в Нигерии: в Лагосе и Порт-Харкорте.

Однако выход на новые рынки не всегда заканчивается успешно. Фролов рассказал, что попытка выйти в Бразилию завершилась провалом. «Налоги и таможенные пошлины в России и Бразилии такие, что оборудование, приехав в Бразилию, подорожает почти вдвое. Эта цена оказалась неконкурентоспособной», — рассказал Фролов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что компания продолжит развиваться в тех странах, где местное правительство готово оказывать поддержку, как в случае с Китаем. Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров уверен, что без поддержки местного правительства российская компания не смогла бы выйти на рынок Китая даже при помощи российских грантов из-за большого числа регуляторных ограничений. Например, в 2022 г. в Китае были приняты новые законы, регулирующие дополнительное образование. По новым правилам занятия, направленные на повышение школьной успеваемости и английский язык, фактически попали под запрет.

В то же время Бурмистров отмечает, что в связи с бурным развитием дополнительного образования в Китае «Роббо» может столкнуться с высокой конкуренцией, а также с нарушением прав интеллектуальной собственности в Поднебесной. «Основные риски связаны с двумя факторами: возможностью копирования и дальнейшего тиражирования российской бизнес-модели и высоким уровнем конкуренции», — рассказал он.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов полагает, что компания в любом случае продолжит развивать зарубежное направление, так как на отечественном рынке образовательных услуг может произойти снижение потребительского спроса. «На фоне повышения ключевой ставки рефинансирования российским ЦБ до 15% годовых ожидается переход населения на сберегательную поведенческую модель. Поэтому компания может столкнуться с падением объемов продаж не только самих образовательных курсов, но и сопутствующих товаров», — резюмировал эксперт.