Вологодский завод поставит Петербургу 26 электробусов «Сириус»

На контракт претендовали два производителя, но в последующих закупках конкуренция будет выше, считают эксперты
Первая партия электробусов «Сириус» поступит в Петербург уже этим летом /«Транс-Альфа»

Вологодская компания «Транс-Альфа» выиграла конкурс на поставку первой для Санкт-Петербурга партии электробусов. Производитель поставит 26 машин большого класса за 968,7 млн руб., следует из данных портала госзакупок. В конкурсе также участвовал производитель транспорта Volgabus, отмечала «Фонтанка», но он предложил более высокую стоимость.

Изначально СПб ГУП «Пассажиравтотранс» объявило конкурс на поставку 22 электробусов за 1,012 млрд руб. В тендере участвовало всего две компании. «Транс-Альфа» предложила поставить технику за 834,9 млн руб., второй участник – на 5,1 млн руб. дороже. В результате аукционного снижения цены было принято решение, что победитель тендера поставит Петербургу 26 электробусов вместо 22, а итоговая цена контракта составит 968,7 млн руб., объяснили в пресс-службе «Пассажиравтотранса».

«С учетом аукционного снижения цены до конца июля в город на Неве поступят 26 электробусов, обладающих запасом хода не менее 240 км и вместимостью не менее 53 человек», — прокомментировали в пресс-службе «Пассажиравтотранса».

Чем занимается «Транс-Альфа»

АО «Транс-Альфа» – вологодская машиностроительная компания, учрежденная в 1993 г. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», за 2022 г. ее доходы составили 3,4 млрд руб., расходы – 3,2 млрд руб. Компания с 2004 г. поставляет Петербургу троллейбусы.

Генеральный директор торгового дома «Транс-Альфа» Павел Видякин уточнил корреспонденту издания «Ведомости Северо-Запад», что в Петербург поставят электробусы марки «Сириус» с аккумуляторной батареей собственного производства. «На предприятии выстроен полный производственный цикл от разработки техники до ее финальной сборки. Это позволяет оперативно внедрять инновации и снижать затраты, сохраняя качество продукции», — добавил он.

Как ранее писали «Ведомости», до 2023 г. на предприятии электробусы массово не выпускались, завод производил около 200 единиц электротранспорта в год (преимущественно троллейбусы). Но с выходом на массовый выпуск электробусов мощности предполагалось расширить в 4 раза – до 800 единиц в год, уточняли в пресс-службе. Кроме того, компания согласовала с властями Псковской области строительство нового завода по выпуску электробусов в ОЭЗ «Моглино» с проектной мощностью до 360 машин в год и объемом инвестиций около 2 млрд руб.

Первая партия электробусов «Сириус» поступит в Петербург уже этим летом. Согласно характеристикам на сайте производителя машины можно эксплуатировать 15 лет. Они имеют возможность автономного пробега на дороге от 60 до 240 км и вмещают до 107 пассажиров. В салоне 31 место для сидения. Электробусы укомплектованы необслуживаемыми аккумуляторными батареями с гелевым электролитом. В пресс-службе городского комитета по транспорту добавили, что новая техника в зеленом цвете выйдет на улицы Красногвардейского, Калининского, Выборгского и Приморского районов.

Ранее губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов говорил, что власти города рассчитывают закупить в 2024 г. до 100 машин. В ноябре 2023 г. «Пассажиравтотранс» уже объявлял конкурс на поставку 40 двухсекционных электробусов с возможностью ночной зарядки. Тогда контракт оценивался в 4,2 млрд руб. Его предполагалось заключить на условиях финансовой аренды, но впоследствии предприятие отказалось от такой схемы, объяснив это экономической нецелесообразностью лизинга в текущих условиях.

Стоит отметить, что в Петербурге с октября 2023 г. ведется строительство первого в городе и на Северо-Западе автопарка на 400 электробусов. Строительство в промзоне «Ржевка» ведет ГК «Геоизол», проект оценивается в 11,38 млрд руб. Работы предлагается провести в четыре этапа, первую очередь парка на 132 машины завершат в 2024 г., последнюю – до конца 2026 г.

Несмотря на то, что первый тендер выиграла компания «Транс-Альфа», в Петербурге продолжают испытывать электробусы и других производителей. Первая партия электробусов для тестирования появилась в городе в 2019 г., 10 машин Volgabus до сих пор находятся в парке «Пассажиравтотранса». Также ранее в Северной столице тестировали электробусы из Португалии – Caetanobus, Германии – MAN Lion’s City E и Белоруссии — МАЗ-303Е10. С июня 2023 г. на улицы вывели в тестовую эксплуатацию другую марку вологодского завода – «Орион», также тестировались белорусский E433 Vitovt Max Electro и уфимский «Электрогород».

Опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют победу компании «Транс-Альфа» на торгах не столько удачными испытаниями, сколько более выгодной ценой, которую предложил производитель. Одна единица техники вместе с гарантийным обслуживанием обойдется городу в 37,95 млн руб. Для сравнения: Москва в 2023 г. заключила с КамАЗом контракт на поставку 1055 электробусов с 15-летним обслуживанием за 63,3 млрд руб. Соответственно, одна машина обошлась столице в 60 млн руб.

В отличие от Москвы, Петербург заключает довольно короткий контракт жизненного цикла. Производитель берет на себя гарантийные обязательства по «исправной и бесперебойной работе электробусов» в течение не менее 24 месяцев или 100 000 км пробега. На батареи гарантия действует не менее 7 лет. По истечении этого срока все риски, связанные с ремонтом, лягут на бюджет города, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

«По большому счету это неоднозначная история, не все ожидания от электробусов оправдываются. Сами электробусы дорогие в обслуживании, их стоимость сильно превышает показатели трамваев, автобусов, по этому показателю они выигрывают только у троллейбусов», — прокомментировал эксперт.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков уточнил, что в следующих тендерах конкуренцию «Транс-Альфе» могут составить многие другие производители – Volgabus, ГАЗ, КамАЗ, МАЗ и Уфимский трамвайно-троллейбусный завод. «В следующих контрактах активную конкуренцию будет составлять Volgabus, они борются за эту нишу. Эта ниша высоко конкурентна», — пояснил эксперт.